Формирование Стабилизационного фонда РФ.

Первой попыткой создания стабилизационного фонда в России после кризиса 1998 г. было образование финансового резерва в 2002 г. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет исполнялся с профицитом, и законом «О федеральном бюджете на 2002 год» было предусмотрено образование финансового резерва за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2002 г. Последующее пополнение резерва в ходе исполнения федерального бюджета осуществлялось за счет превышения доходов над расходами. Управление средствами финансового резерва возлагалось на Минфин России, который имел возможность принимать решение об использовании и инвестировании средств резерва без определения жестких ограничений на цели и инструменты.

Преемником финансового резерва с 1 января 2004 г. стал более совершенный и проработанный механизм - Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - стабилизационный фонд). Целью его создания было в первую очередь обеспечение стабильности бюджетной системы на долгосрочном временном горизонте, а также повышение устойчивости национальной экономики в целом при значительных колебаниях цен на экспортируемые ресурсы (в частности, нефти). Почти сразу после создания стабилизационного фонда о нем заговорили как об одном из основных инструментов, связывающих избыточную ликвидность.

Гл. 13.1 Бюджетного кодекса РФ содержит правовую основу функционирования этого фонда. В отличие от финансового резерва для стабилизационного фонда были четко установлены источники формирования и пополнения, требования к использованию и инвестированию его средств. Кроме того, было введено требование по обособленному учету средств стабилизационного фонда на отдельном счете в Банке России.

Источниками формирования стабилизационного фонда стали дополнительные доходы федерального бюджета от налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти и вывозной таможенной пошлины на нефть, от превышения фактической цены нефти марки «Юралс» над базовой ценой (в 2004-2005 гг. - 20 долл. США за баррель, с 1 января 2006 г. - 27 долл.), а также свободные остатки федерального бюджета на начало финансового года, которые должны были аккумулировать в стабилизационном фонде сверхдоходы не только от нефти, но и от других ресурсов. С момента образования фонда на его счет поступило 3176 млрд руб., что составляет 12% к оценке ВВП на 2006 г.

Использование средств стабилизационного фонда возможно только в рамках закона о федеральном бюджете, если их накопленный объем превышает 500 млрд руб. Данный порог был преодолен уже к концу 2004 г., и тогда встал вопрос об использовании средств фонда. В 2005-2006 гг. за счет средств фонда было произведено досрочное погашение внешнего государственного долга в общей сумме 1264,1 млрд руб. В результате существенно повысился кредитный рейтинг России и сократились расходы федерального бюджета по обслуживанию внешнего государственного долга. Кроме того, в декабре 2005 г. 30 млрд руб. было направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ.

При формировании стабилизационного фонда Бюджетным кодексом была предусмотрена возможность инвестирования его средств. Однако на протяжении двух с половиной лет эта возможность не использовалась. В июле-октябре 2006 г. в соответствии с постановлением правительства было произведено размещение средств фонда на валютных счетах в Банке России согласно нормативно-утвержденной валютной структуре. За пользование этой валютой Банк России уплачивает определенный процент.

В итоге проведенных операций совокупный (во всех разрешенных видах валют) объем стабилизационного фонда на 1 ноября 2006 г. составил в рублевом эквиваленте 2049,3 млрд руб., или 7,5% к оценке ВВП на 2006 г. Это достаточно скромное значение по международным меркам.

Большим достижением в области прозрачности управления государственными финансами стало ведение обособленного учета средств стабилизационного фонда на отдельном счете в Банке России. На официальных сайтах Минфина России и Федерального казначейства размещена и ежемесячно обновляется информация о каждой операции со средствами фонда с указанием даты проведения, содержания, правового основания и суммы операции.

Е. Дерюгина


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

30 декабря 2020 г.
20:30Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 ноября снижается
19:55Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 ноября снизилась на 1,01% и составила 48839,891 млрд руб.
19:52Сбербанк разместил четыре выпуска инвестиционных облигаций на 837,3 млн рублей
19:17Биткойн подорожал до очередного рекорд
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,5721 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 91,1876 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,1371 руб.
19:14Сбербанк с оптимизмом смотрит на партнерство с Mail.ru
19:09АКРА подтвердило кредитный рейтинг "КуйбышевАзота" на уровне А(RU)
19:08"Газпром Капитал" увеличил программу облигаций серии 001Р со 100 млрд до 250 млрд рублей
19:05Американские регуляторы призвали банки отказаться от использования ставок LIBOR
19:02Рынок акций РФ снизился сегодня на 1,1-1,6%, в ноябре индикаторы продемонстрировали рост на 15,5-20,2%
18:47Дорожная карта по газификации регионов будет утверждена до 1 января - Новак
18:38Байден сообщил о решении выдвинуть экс-главу ФРС Йеллен на пост министра финансов
18:32Сбербанк может начать эксперимент по выпуску сберкоина уже в 2021 году
Как издать книгу >> Издать свою книгу в типографии в Москве Например, позвонить нам +7 (495) 225-37-10. Написать на e-mail: info@onebook.ru. Или попросить помочь online-консультанта.