О влиянии Стабилизационного фонда РФ на денежную сферу.
Расходование средств стабилизационного фонда внутри страны в большинстве случаев можно рассматривать как увеличение непроцентных расходов федерального бюджета (или непроцентных расходов консолидированного бюджета). Вся дополнительно расходуемая сумма поступает в экономику в виде наличной и безналичной рублевой денежной массы. Денежный агрегат М2 возрастает на величину, равную дополнительным расходам.
Интересно отметить влияние дополнительных непроцентных расходов на наличную денежную массу МО: взаимосвязь между этими показателями прослеживается на протяжении нескольких последних лет. Вместе с тем прирост наличных денег оказывает наиболее существенное и быстрое воздействие на инфляцию.
При исполнении бюджета с большим профицитом и накоплением значительных остатков на бюджетных счетах вне стабилизационного фонда фискальным властям для стабильного и гарантированного исполнения своих обязательств не требуется заимствовать (или изымать) средства из самого фонда. Только около половины депозитов органов госуправления на счетах в Банке России в последнее время составляет стабилизационный фонд. Остальные средства находятся в распоряжении фискальных властей и также служат страховкой от резкого сокращения поступлений в бюджет.
Ежегодно в декабре производится масштабное списание средств с бюджетных счетов, обусловленное порядком исполнения бюджетов бюджетной системы. При этом значительная часть остатков средств на конец года связана бюджетными обязательствами и не попадает в стабилизационный фонд. По состоянию на 1 января 2006 г. объем депозитов органов госуправления (без средств стабилизационного фонда) составил 909,0 млрд руб., из которых только 222,0 млрд руб. было направлено на пополнение стабилизационного фонда в январе в виде свободных остатков и дополнительных доходов декабря. Значительная часть накопленных остатков образуется из-за дополнительных доходов от ресурсных платежей кроме нефти, которые, как во многих странах, также часто включаются в состав ресурсных фондов.
Существенное влияние на макроэкономические показатели в России оказывает изменение мировых цен на нефть. Аналогичные процессы наблюдаются во всех странах с высокой долей ресурсного экспорта. Одним из действенных механизмов сглаживания этого влияния признаны ресурсные фонды. В области денежного регулирования хорошо организованный механизм управления подобными фондами способствует процессу регулирования денежного предложения.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что при огромном разнообразии возможных вариантов проведения бюджетной политики в сфере ресурсных доходов наиболее успешными являются модели Норвегии и Кувейта, в которых средства фондов инвестировались в иностранные активы. Поскольку Стабилизационный фонд Российской Федерации не является фондом будущих поколений, то доходы от его инвестирования (которые в меньшей степени будут зависеть от колебаний ресурсных цен, чем первоначальный источник) целесообразно использовать на постепенное увеличение непроцентных расходов внутри страны. В этом случае увеличение расходов будет происходить на фоне расширения базы стабильных источников доходов бюджета без наложения ограничений и дополнительных обязательств в последующие периоды. Поскольку процесс наращивания расходов (замещения доходных источников) в этом случае будет постепенным, то он не должен вызвать шокового воздействия на денежные агрегаты.
Интенсивное прямое использование средств стабилизационного фонда на непроцентные и процентные бюджетные расходы приведет в целом к уменьшению стерилизационной функции и искажению существующей структуры денежной массы.