Немецкий Федеральный банк (Дойче Бундесбанк).

Управление кредитными учреждениями в Германии осуществляют два самостоятельных ведомства - Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Распределение между ними функций управления банковским делом в стране закреплено на законодательной основе.

Немецкий Федеральный банк считается самым независимым центральным банком в мире. Хотя он и является на 100% государственным, согласно предоставленному ему законом праву он не обязан выполнять указания федерального правительства. Он должен лишь с учетом поставленных перед ним задач оказывать поддержку федеральному правительству в области проведения им общей экономической политики. Правительство обязано при обсуждении важных мероприятий, связанных с реализацией денежной политики, привлекать к этой работе президента Федерального банка. В свою очередь, правительство может участвовать на всех заседаниях Совета Федерального банка и даже не имея права голоса может потребовать отсрочки на две недели вступления в силу какого-либо решения ЦБ. Полномочия Федерального правительства в отношении Федерального банка ограничены в основном участием первого в назначении членов Совета директоров банка.

Президент, вице-президенты и члены дирекции (численность последних составляет до 10 человек) назначаются президентом ФРГ по представлению правительства и на основании предложений Совета банка не менее чем на восемь лет. Такой длительный срок исполнения их служебных обязанностей позволяет предотвратить влияние на состав Совета банка различных политических событий и особенно таких, как смена правительства.

Главной задачей центрального банка Германии является обеспечение стабильности национальной денежной единицы — германской марки. Достижению этой задачи служи! денежно-кредитная политика банка, определяемая Советом Центрального банка и реализуемая на практике директоратом и правлениями центральных банков федеральных земель.

Федеральный банк имеет исключительное право выпуска в обращение банкнот. Право выпуска монет принадлежит правительству, но поскольку в оборот они выпускаются банком и с его согласия, то и в данном случае банк имеет возможность влиять на количество денег в обращении. При этом доля монет в наличном обращении невелика (около 8 %) и не оказывает существенного влияния на общий объем денежной массы в стране.

Особенностью работы Немецкого Федерального банка является ежегодное обнародование своих планов по приросту денежной массы в обращении. Ориентируясь на такого рода данные, субъекты экономики, коими являются и банки, имеют возможность принимать более обоснованные решения в области затратно-ценовой политики, сглаживать противоречия между приводящими к снижению производства и занятости решениями, с одной стороны, и денежной политикой, с другой. Стремление их придерживаться установленного показателя позволяет правительству предпринимать меры к сдерживанию инфляции и в то же время обеспечивать необходимый уровень денежных средств в обороте для эффективного функционирования экономики и государства. Информирование хозяйственных субъектов о предполагаемом росте денежной массы стало в ФРГ одним из важнейших инструментов координации ожиданий и согласования экономических планов.

Работа Немецкого Федерального банка подробно освещается в многочисленных аналитических и статистических материалах. Ежемесячно банк публикует отчеты по проведенным валютно-кредитным мероприятиям, а также отражает свою позицию по отношению к важнейшим событиям, произошедшим за данный период в экономике. Оперативная отчетность публикуется банком по состоянию на 7, 15, 23 число и на конец каждого месяца.

Одна из важнейших функций управления кредитными учреждениями на территории Германии — функция надзора — находится в компетенции специально созданного в 1961 г. в Берлине государственного органа — Федерального ведомства по надзору за кредитным делом, входящего в структуру министерства финансов.

Не обладая собственными структурными подразделениями в регионах, это ведомство согласно законодательству подключает к практической реализации функций надзора на местах систему Немецкого Федерального банка. Центральные банки земель анализируют поступающую от кредитных институтов региона отчетность и другую документацию и со своими заключениями отправляют их Ведомству по надзору, имеющему исключительное право применять при необходимости соответствующие санкции к нарушителям. Однако принять решение по общим вопросам, касающимся всех кредитных учреждений страны, например, относительно изменения величины собственного капитала кредитных учреждений или показателей их ликвидности, Ведомство не может без согласия Федерального банка. В любом случае четкого разделения функций контроля между Федеральным банком и Ведомством по надзору за кредитным делом нет. Одно государственное учреждение во многом дополняет и часто дублирует деятельность другого в соответствии с принципом двойного межотраслевого контроля за кредитными учреждениями, используемым, как было отмечено выше, и в ряде других развитых стран.

Г. Щербакова

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
16:28Минсельхоз РФ: интервенции на молочном рынке в 2019 году не планируются
15:35Сформировано правительство Армении
14:42Минсельхоз: сельхозпроизводство в РФ в 2019 году вырастет на 1-1,5%
13:19Минсельхоз: ситуация с ценами на продтовары стабильная
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.