О создании в России крупного инвестиционного института.

Если бы качество рыночных институтов, осуществляемая экономическая политика были таковы, что участники рынка могли бы сами эффективным образом перераспределять ресурсы, направлять их из одних секторов в другие, т.е. установить должный баланс между уровнем потребления, накопления, инвестициями, то тогда, видимо, не было бы нужды в создании специальных институтов развития. К сожалению, усилия, которые предпринимало правительство в последние годы по снижению транзакционных издержек, повышению стимулов и мотиваций для инвестирования и снижению ограничений для них, связанных с административными барьерами, с наведением порядка в области технических регламентов, защитой прав собственности, снижению правовых рисков, с обеспечением эффективно работающей системы фондового рынка и т.п., не принесли желаемого результата. В этой связи актуальность формирования специальных институтов развития высока.

Государственный институт развития, во-первых, создает условия для частного бизнеса, чтобы он смог снижать транзакционные издержки, выигрывать конкуренцию на международных рынках и тем самым создавать стимул к повышению чистого экспорта — составной части триады, обеспечивающей экономический рост.

Во-вторых, это инвестиции в инфраструктуру: портовые хозяйства, трубопроводные хозяйства, аэропорты, шоссейные дороги, железные дороги, системы перевалки грузов, системы качественной связи и т.п.

В-третьих, это инвестиции в качественное предоставление государственных услуг. Мы достаточно долго развивались за счет инвестиций, накопленных в советское время, прежде всего в образовании, системе подготовки кадров, системе научного сопровождения бизнеса, создании систем исследования и разработок, систем сохранения и преумножения человеческого капитала через здравоохранение и др.

Настало время массированных инвестиций в эти сектора, вложения в которые зачастую не сопровождаются соответствующей отдачей или, по крайней мере, имеют значительные временные лаги между инвестициями и отдачей. Это область, которая требует специальной работы, в том числе через государственный институт развития.

И в-четвертых. Говоря о нашем сотрудничестве с ВБ или с ЕБРР, с международными институтами развития, мы имеем в виду не только вопрос денег, но и вопрос создания механизма, который сопровождал бы инвестиции эффективными порядками, регламентами, эффективным использованием современных технологий и ноу-хау.

В отношении капитализации государственных институтов развития нельзя сказать, что это идеальное вложение средств, но, по крайней мере, это во многом снимает макроэкономические риски, а главное - бюджетный риск, переносит его в иную форму. Распределение рисков между бюджетом и капитализированным бюджетом института развития — нормальная практика, к которой идет большинство стран. Именно тогда, когда качество государственных институтов уже достаточно для того, чтобы мобилизовать определенные ресурсы через фискальную систему и направлять их на национальные приоритеты, но еще недостаточно высоко для обеспечения тонкой настройки регулятивных функций государства, фондовых рынков, административных институтов, институтов диверсификации и перераспределения средств — институтов, которые формируют национальную склонность к сбережению, обеспечивают преобразование сбережений в инвестиции, возникает необходимость формирования государственных институтов развития.

Полагаю, что государственный институт развития не должен быть объектом регулятивной деятельности Банка России и ориентироваться на нормативы, которые устанавливаются для коммерческих банков. Там совсем иная природа рисков, ограниченная сфера приложения этих средств, поэтому он должен регулироваться другими регуляторами и нормативными актами.

С моей точки зрения, государственный институт развития должен быть полностью капитализирован государством. Уровень капитализации должен быть достаточно большой, во всяком случае, та цифра, которую Президент РФ назвал при обсуждении проблем развития банковского сектора -2,5 млрд долл., — на мой взгляд, минимальна.

Для решения задачи создания банка развития в рамках Национального банковского совета создана специальная рабочая группа, которой поручено в короткие сроки подготовить предложение о принципе развития государственных банков, в том числе государственных банков развития.

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

26 сентября 2021 г.
17:54Стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ составляет 16,8-19,9 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 22,9-25,1 тыс. - эксперты
17:05Промышленность Германии переживает рецессию - глава Ifo
16:32Российские женщины с 2022 года будут получать пособия на детей проактивно
15:18В парламенте Исландии впервые в Европе количество женщин превысит число мужчин
14:25"Газпром" готов к увеличению поставок газа в Европу и заключению новых контрактов - Песков
13:21Банки смогут полностью отказаться от бумажных договоров с клиентами
12:02В России за сутки выявлено почти 22,5 тыс. новых случаев коронавируса
10:45Число заражений COVID-19 в мире превысило 232 млн - Worldometer
09:32Инфляцию надо снижать, иначе в реализации многих проектов не будет смысла - Путин
09:04ЦБ РФ установил курс доллара США с 25 сентября в размере 73,0081 руб., евро - 85,6823 руб.
25 сентября 2021 г.
18:01Путин призвал парламентариев "подискутировать на тему того, как и что можно было бы изменить" в работе Рособрнадзора
16:29Какие изменения готовит россиянам октябрь
15:05Крупнейший в мире круизный оператор Carnival сократил квартальный убыток
14:10Московские фармпредприятия за год увеличили продажи на 79%
13:04Правительство направит 34 регионам России 74 млрд руб. на строительство 128 школ
Гильзы ГМЛ Гильзы гмл в Воронеже и Липецке, Белгород и Курске можно купить онлайн: низкие цены и выгодные предложения - в нашем каталоге.