Некоторые итоги анализа основных направлений транснационализации экономической деятельности как объективной тенденции в развитии мировой экономики.
Наиболее важный вывод, признаваемый на словах всеми, возможно, ставший банальным, но, тем не менее, остающийся вне сферы практического использования, заключается в том, что равноправное и эффективное вхождение России в мировую экономику может быть осуществлено только на основе системного, комплексного развития по всем направлениям транснационализации, сбалансированным по располагаемым страной ресурсам и синхронизированным по временным этапам в единой государственной программе.
По каждому направлению необходимо явно выделить и практически использовать наиболее перспективные для российских условий тенденции развития и формы транснационализации.
Опыт передовых стран показывает, что выход на мировые рынки открывается при определенном уровне внутреннего рынка. Отсюда следует вывод о необходимости восстановления емкости внутреннего рынка хотя бы до уровня конца 80-х годов.
Последние годы в официальной политике нашей страны возобладали ортодоксально либеральные подходы. Они стали теоретической основой многих ошибочных мер и во внешне-экономической деятельности.
Обобщая результаты проведенных отечественными и зарубежными учеными исследований, можно заключить, что современная мировая экономика очень далека от классического рынка совершенной конкуренции, и либеральные рыночные подходы не в состоянии объяснить основные закономерности современного развития процессов транснационализации. На смену им должны прийти методологические подходы, связанные с анализом конфликтов и альянсов на базе теоретико-игровых конструкций и с использованием новых информационных технологий. Этот полезный вывод будет использован нами при проектировании российских финансово-промышленных групп в следующем разделе.
Наиболее многообещающий путь вхождения в современный экономический мир, во многом являющийся уже миром транснациональных корпораций, связан с созданием мощных отечественных транснациональных финансово-промышленных групп, способных равноправно конкурировать на мировых рынках.
В этом направлении можно сделать некоторые практически полезные выводы и предложения.
Во-первых, нужно отказаться от идеи гигантизма в построении отечественных ТНК, роль которых у нас играют транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ). В мировой экономике все большую роль играют средние и малые ТНК. Заметим, что, как уже было сказано, в мире около 40 тыс. ТНК, а у нас в стране едва 10 тыс. ФПГ, которые можно в перспективе считать транснациональными. Необходимо поощрять организацию даже относительно малых ТФПГ, внеся соответствующие изменения в законодательство, ограничивающее, например, участие банков одновременно в нескольких ФПГ.
Во-вторых, успех отечественных ТФПГ на мировых рынках должен быть подготовлен и, отчасти, обеспечен соответствующей внешнеэкономической политикой государства. Передовые государства находятся в диалектическом единстве со своими ТНК, поощряя их деятельность на мировой арене и обеспечивая им рынки за счет заключения разнообразных политических, экономических и торговых союзов и межстрановых договоров.
В-третьих, в российских условиях наиболее перспективной формой совместного предпринимательства с уже сложившимися ТНК являются, по-видимому, кооперативные структуры, которые можно рассматривать как успешные, уже проверенные в международной практике альтернативы традиционным ТНК. Развитие межфирменной и межбанковской кооперации позволит на этапе становления ТФПГ набрать необходимый финансовый и технологический потенциал для дальнейшей экспансии на мировые рынки.
Ближайшей внешнеэкономической целью России все-таки следует считать вступление в ВТО на максимально выгодных для нашей страны условиях, сочетающих перспективные экспортные возможности с рациональным протекционизмом на рынках, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Вхождение в ВТО и другие влиятельные международные экономические организации, такие как Парижский клуб, следует сочетать с наращиванием экономического влияния России на рынках СНГ, Восточной Европы, Китая, Индии, Среднего и Ближнего Востока и Индокитая, закрепленного в межстрановых экономических договорах, обеспечивающих продвижение российских товаров и услуг на эти традиционные для России рынки.