Северный совет — система северного сотрудничества.
Различные планы усиления сотрудничества между странами Северной Европы выдвигались неоднократно, в частности идея оборонительного союза (1949) и экономической интеграции (так называемый план НОРДЭК). Но все они потерпели неудачу, так как курсы во внешнеполитической сфере разошлись: Дания и Норвегия вступили в Атлантический альянс, в то время как Финляндия и Швеция выбрали политику неприсоединения к военным блокам. Все они, хотя и в разные сроки, прошли через европейскую зону свободной торговли — ЕАСТ.
Наряду с интеграцией план НОРДЭК включал в себя далеко идущие намерения координации экономической политики стран-участниц, но после достижения, казалось бы, принципиальной договоренности по всем основным вопросам он был сорван вследствие реализации совместно с Великобританией более широкого экономического союза в виде ЕАСГ. В основе такого решения лежало то обстоятельство, что относительно узкий внутренний рынок региона уже не обеспечивал достаточно широких масштабов сбыта для высоко специализированной продукции этих стран, которые к тому времени оказались глубоко вовлеченными в интернациональные экономические связи европейского и мирового масштаба. Хотя при этом осталась не использованной ими возможность вступления в более широкие европейские интеграционные группировки единым блоком северных стран, что, вероятно, могло бы усилить их политические позиции внутри таких группировок. Сказались также опасения Норвегии относительно экспансии на ее внутренний рынок более сильного капитала потенциальных партнеров.
Однако стремление сблизиться на основе возвращения к культурно-историческим корням оставалось, поэтому был реализован другой план северного сотрудничества. Тринадцатого февраля 1953 г. в Копенгагене состоялось первое заседание Северного совета — органа межпарламентского сотрудничества пяти стран североевропейского региона, который позволил во многом эффективно координировать их экономическую политику, а также прямо договариваться о реализации некоторых важных региональных инициатив. Этот регион во многом опередил интеграционные мероприятия, которые в ЕЭС/ЕС были реализованы позднее. А именно они первыми создали паспортный союз (1952), общий рынок труда (1954) и единое социальное пространство (1955) на основе Североевропейского соглашения о социальной защите, в соответствии с которым все граждане Северной Европы наделяются равными правами в отношении социального обеспечения, независимо от места проживания. С тех пор жители стран Северной Европы не нуждаются в специальном разрешении, чтобы поменять место жительства, работы или учебы.
В 1971 г. с созданием Совета министров северных стран, который дополнил межпарламентское взаимодействие межправительственным, сотрудничество приняло более формальный и более прагматичный характер, так как новый орган позволял согласовывать решения исполнительных властей, то есть на уровне реализации тех решений, которые в рекомендательной форме были приняты на Северном совете. Затем был создан Секретариат Совета министров северных стран (1971) и Секретариат по вопросам культуры (1972).
Северный совет был создан по инициативе датских представителей, которые выдвинули такое предложение на сессии Межпарламентского союза северных стран в 1951 г., и которое было поддержано другими странами региона. Наряду с четырьмя Скандинавскими странами и Финляндией (с 1956 г.), в сотрудничестве участвуют самоуправляющиеся территории: Гренландия (с 1984 г.), Аландские и Фарерские острова (с 1970 г.). На заседании 1951 г. был учрежден специальный комитет, который подготовил проект Устава Северного совета, впоследствии одобренный министрами иностранных дел на заседании Скандинавских стран: Дании, Исландии, Норвегии и Швеции. На 4-й сессии в Копенгагене в 1956 г. к Северному совету присоединилась Финляндия. Ее вступление состоялось с согласия Советского Союза: в тот период времени Финляндия была связана с СССР Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 6 апреля 1948 г., который требовал проведения консультаций в случаях такого рода.