Перспективы глобального рынка. Мировой рынок автомобилей.
За 1990-2000 гг. население планеты выросло с 5.3 до 6.1 млрд. человек, то есть примерно на 15%, в то время, как мировое производство автомобилей увеличилось с 36.8 млн. до 40.3 млн. штук, или на 0.9%. Таким образом темпы роста населения более чем в 15 раз превышают темпы роста покупательной способности потенциальных потребителей.
Автомобильная промышленность уникальна для анализа. Никто не поставит под сомнение, что производство автомобилей может быть удвоено в кратчайшие сроки - от года до двух. Вспомним, что если в 2000 г. США произвели около 7 млн. автомобилей, то 40 годами раньше, в 1960 г. мощности их заводов составляли более 15 млн. машин в год (разумеется, тогда и Япония, и Европа занимали на автомобильном рынке совсем другие позиции, а в Мексике еще не было заводов, перенесенных из Дейтрота). Эти цифры наглядно указывают, что граница рынка определяется именно покупательной способностью населения и на этом рынке ее рост явно отстает.
Разумеется, это не может устраивать компании-производители: ведь при таком положении новые машины ежегодно могут приобретать менее 0.7% населения планеты. И вся стратегия производителей строится теперь на стремлении убедить покупателя ежегодно менять автомобиль. Не менее интересным является смежный вопрос -каков вообще парк автомашин в мире и как он распределен между странами в зависимости от их экономического развития.
В самом начале 2001 г. мировой парк автомобилей насчитывал около 550 млн. Из 6 млрд, жителей планеты по возрасту и состоянию здоровья за рулем могут находиться 3.6 млрд. человек, однако мировой парк автомобилей позволяет сделать это только 15.3% из них. Такова граница рынка для компаний, которые производят и обслуживают автомобили.
Практический интерес представляет также распределение мирового парка автомобилей по группам стран. Страны "большой семерки" - мировые лидеры, располагают 60.2% всего мирового парка автомобилей. На вторую, смешанную по уровням развития группу, в которую входят 22 страны (Испания, Россия, Бразилия, Мексика, Австралия, Польша, Республика Корея, Нидерланды, Аргентина, Индия, Украина, Тайвань, Бельгия, Турция, Малайзия, Южная Африка, Австрия, Швеция, Китай, Чехия, Швейцария и Португалия) приходится 27% мирового парка автомобилей.
Сравнение доли парка и абсолютного числа автомобилей внутри данной группы позволяет не только связать эти показатели с уровнем развития выраженным, например, в ВВП на душу населения, но и выявить национальную специфику автомобилизации. Например, доля Китая с населением 1.3 млрд. человек в мировом парке автомобилей составляет 0.7%, а доля Индии с населением в 1 млрд. человек - 0.9%. В то же время доля Голландии, имеющей население в 5 раз меньшее, чем Индия, превышает ее долю более чем в 1.2 раза (парки автомобилей соответственно 6.3 и 5 млн.).
У глобальных компаний не только солидные резервы будущих покупателей, но и понимание необходимости роста покупательной способности населения для реального движения вперед.