Легализации теневых капиталов и экономическое развитие России.

Международный опыт.

Безусловным лидером по результативности налоговых амнистий континентальной Европы признается Италия. «Scudo Fiscale» - полная налоговая амнистия 1982 г. привлекла 5,2% всех плательщиков налога по данным 1981 г. В 1984 г. была объявлена налоговая амнистия капитала и имущества предпринимателей и индивидуальных предпринимателей, а в 2001-2002 гг. специальная программа по легализации сокрытого имущества («Decreto Legge 35/ 2001»). По данным Italy Weekly, в течение 60 дней был амнистирован 61 млрд EURO. Налоговые сборы возросли на 6,5% в течение четырех месяцев после амнистии, из них сборы прямых налогов (подоходный налог) возросли на 5,6% и составили 45,4 млрд EURO. Доход достиг 91,7 млрд EURO за январь-апрель 2002 г. по сравнению с 68,1 млрд EURO за тот же период 2001 г. Более того, специально установленный единовременный налог с амнистируемого имущества и капитала в размере 2,5% от стоимости имущества принес в бюджет дополнительно 1,4 млрд EURO, что составило около 0,4% от общих налоговых поступлений. Как следствие, доход от амнистии позволил премьер-министру Сильвио Берлускони финансировать последующее сокращение налогов (освобождение от подоходного налога дохода менее 25 000 EURO и последующие сокращения налогов для предпринимателей и физических лиц).

Под легализацией в Италии понималась легализация как финансовых инструментов и капитала, так и движимого и недвижимого имущества, земельных наделов и произведений искусств. Заявителям предлагались два способа — репатриация либо легализация. Репатриация могла быть применена в отношении капитала или финансовых инструментов, находившихся за границей, условием являлся возврат средств под юрисдикцию Италии. Применение способа зависело от желания заявителя, возможна была и комбинация обоих способов. Волеизъявление фиксировалось в декларации надлежащей формы с указанием метода: без перемещения средств под итальянскую юрисдикцию либо с перемещением. Заявитель был обязан уплатить 2,5% стоимости имущества (вне зависимости от метода), либо приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12% стоимости имущества. Исполнительный орган был уполномочен выдавать сертификат конфиденциального «взноса» с целью легализации.

Данный сертификат, будучи гарантом конфиденциальности, закреплял право заявителя на обжалование возможных претензий и расследований в отношении заявленного имущества по фактам, имевшим место до легализации. В свою очередь, банки-медиаторы могли передавать информацию о количестве поступивших средств с сохранением конфиденциальности легализации.

Амнистия 2001 г. сопровождалась также усилением мер за нарушение налогового законодательства. К примеру, если ранее штраф за сокрытие капитала/имущества или ненадлежащее заполнение налоговой декларации составлял от 250 до 2000 EURO вне зависимости от суммы, то после амнистии штраф взимался уже в размере от 5 до 25% от суммы недекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму. Более того, с целью стимулирования деловой активности были внесены поправки по начислению налогов на инвестиционный доход нерезидентов-бенефициаров. Ранее доход, полученный с ценных бумаг, облигаций (эмитент — Италия), не облагался налогом в 12,5% в Италии. Это распространялось только на страны, подписавшие двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения. После амнистии данное положение распространилось на всех нерезидентов-бенефициаров вне зависимости от наличия указанных договоров. Письменное подтверждение от страны-нерезидента о получении налога более не требовалось.

Безусловно, итальянский опыт — одно из ярких подтверждений эффективности налоговой амнистии как средства вывода из «тени» значительных материальных и денежных ресурсов и увеличения налоговой составляющей в национальном бюджете.

В Германии с целью повышения собираемости налогов введена так называемая «явка с повинной, освобождающая от наказания». Недобросовестный налогоплательщик имеет возможность в любое время «дозаявить» в налоговую инспекцию о «забытых» источниках доходов и уплатить с них налоги и пени за просрочку задним числом. При этом явка с повинной невозможна, если против налогоплательщика уже ведется расследование или на его предприятии работает ревизионная комиссия.

В декабре 2003 г. в Германии были приняты дополнения к закону о налоговой амнистии, освобождающие от уголовной ответственности за сокрытие доходов, подлежащих налогообложению в период с 31.12.1992 по 01.01.2003 г. Одновременно с 01.04.2003 г. были ужесточены меры наказания за налоговые правонарушения и преступления. В основном эта дополнительная мера направлена на налогообложение средств, размещенных в иностранных банках, в первую очередь, в странах со льготным налоговым режимом и, соответственно, недоступных немецким фискальным органам.

По сравнению с «явкой с повинной», которая возможна в любое время (при соблюдении определенных условий), ограниченная во времени налоговая амнистия имела более мягкие условия. С заявленных до конца 2004 г. доходов недобросовестным налогоплательщикам предлагалось заплатить налог по ставке 25%, а с доходов, заявленных в 2005 г., по ставке 35%. При этом налоговая база для подоходного налога с физических лиц составляла всего 60% заявленного дохода. Проштрафившиеся налогоплательщики освобождались от уплаты пени за просроченные платежи, а налог рассчитывался самим налогоплательщиком без дальнейших проверок со стороны налоговых органов. Задекларированные средства в иностранных банках не подлежали обязательному возвращению в Германию. Налоговая амнистия 1992-2003 гг. удалась лишь отчасти: дополнительные налоговые поступления составили 1,5 млрд евро вместо ожидаемых 100 млрд EURO.

В Бельгии легализации подлежали средства, полученные гражданами от инвестиций за пределами страны, прежде всего в бывших колониях. Граждане могли либо просто задекларировать эти средства, не ввозя их в Европу (тогда они должны были заплатить однократный налог в 9%), либо инвестировать их в ЕС не менее чем на три года (тогда налог снижался до 6%). За это они получали от бельгийских налоговиков расписку, обещающую, что за укрытие от налогов легализованных средств на них не будет заводиться уголовное дело. Число лиц, откликнувшихся на призыв правительства, было, однако, невелико.

Весьма эффективными оказались меры, принятые Европейским союзом, руководящие органы которого вынудили Люксембург и Швейцарию радикально изменить свое банковское законодательство. Изменения вступают в силу в течение 2005 г. Теперь с банковских вкладов граждан ЕС, которые могут по-прежнему оставаться анонимными, будут взиматься налоги. Предусмотрено два варианта. По первому из них вкладчик может информировать налоговые власти своей страны о наличии у него вкладов в Люксембурге или Швейцарии и начать платить подоходный налог в своей стране по национальной ставке. По второму варианту банки сами начнут взимать с его доходов подоходный налог по ставке того государства, гражданином которого он является, и перечислять туда полученные средства.

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
26 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 26 апреля выросла на 0,40% и составила 63488,107 млрд руб.
18:57Рынок российских акций вырос на 0,3-0,7%
18:53В 1-м квартале субъекты МСП заключили госконтракты на 977 млрд руб.