Легализации теневых капиталов и экономическое развитие России.

Легализация теневых капиталов - масштабная экономическая, политическая и социальная задача. Решаться она должна с учетом накопленного международного опыта и с использованием всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении законодательных, правоохранительных и финансовых органов российского государства.

Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития народного хозяйства.

Предприниматели и население обычно прибегают к сокрытию имеющихся у них активов по следующим главным причинам: существующая в стране политическая и экономическая нестабильность; непомерно высокое налогообложение; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, в основе которого могут лежать как перечисленные факторы, так и другие причины — несовершенство законодательства, бюрократический произвол, разгул коррупции и преступности, делающие владение собственностью делом ненадежным и рискованным.

В пореформенной России на протяжении длительного времени действовали, да и в немалой степени продолжают действовать, все названные факторы. Правда, в последние годы обстановка в стране заметно нормализуется. Увеличились темпы экономического роста, уменьшилось количество людей, живущих за чертой бедности, оживился инвестиционный процесс, золотовалютные резервы страны достигли почти 150 млрд долл., четвертый год подряд из-за высоких мировых цен на нефть и газ с профицитом сводится бюджет и платежный баланс страны. И все же темпы экономического развития пока не достаточны для преодоления накопившегося отставания России от ее западных партнеров. Все это вместе взятое делает особенно актуальным создание условий, которые бы позволили вернуть в страну ушедшие из нее за годы реформ капиталы и легализовать укрываемые от налогообложения внутри страны.

В этой связи большой интерес представляет опыт решения аналогичных проблем, имеющийся в государствах дальнего и ближнего зарубежья.

Международный опыт.

Легализация теневых капиталов — не новшество в мировой практике. Ряд стран Европы, многие штаты США проводят данную акцию по несколько раз в десятилетие. Легализация проводится не только там, где «накопилось» нелегальное имущество в результате непрозрачности приватизационных процессов и упущений административной и правовой системы в годы становления рыночных отношений, а даже там, где меньше всего можно предполагать «огрехи» и издержки системы в виде роста теневого сектора. Достаточно сказать, что даже в самых «законопослушных» странах Запада теневой сектор экономики достигает 20% и выше.

В США, согласно данным Федерального налогового управления, около 40 штатов провели 62 налоговые амнистии с 1982 по 1997 г. Сборы от данных акций составляли от 0,008% (Луизиана) до 2,6% (Нью-Джерси) от общей суммы налоговых сборов. Длительность амнистии составляла от 3 дней (Северная Каролина,1989) до 6 месяцев (Оклахома, 1984). Средняя длительность - 2-3 месяца. Большинство штатов проводило полную налоговую амнистию, за исключением Аризоны (1982), Калифорнии (1984), Айдахо (1983), Оклахомы (1984) и Техаса (1984), где ей подлежал только подоходный налог.

Одним из наиболее высоких показателей по сборам от амнистии может быть отмечен округ Колумбия. Налоговая амнистия, проводившаяся с июля по сентябрь 1987 г., принесла в бюджет 100 млн долл. США, т.е. около 0,3% от ВВП 1987 г. Следует отметить, что в данном случае были амнистированы штрафы и пени, но налоговые задолженности подлежали выплате в полном объеме, что и объясняет высокий показатель сборов. Более того, были также внесены изменения в налоговое законодательство: сокращение подоходного налога, ликвидация двойного налогообложения дивидендов и увеличение нормы вычетов по подоходному налогу, а также последующее ужесточение мер за нарушение налоговых правил.

В штате Колорадо налоговая амнистия, проводившаяся с июня по июль 1985 г., принесла 6,5 млн долл., что на 1,5 млн превысило ожидаемый показатель. В данном случае амнистия являлась частью программы реформирования налоговой системы «Colorado Fair Share», основной задачей которой было установить случаи уклонения от уплаты налогов и, как следствие, увеличить число налогоплательщиков.

Амнистии подлежали налоги: подоходный, корпоративный подоходный, с продаж, налог на топливо, сигареты и алкогольную продукцию. Для мотивации заявителей налоговых задолженностей были задействованы средства массовой информации, рекламные кампании проводились под девизом «Don't Say We Didn't Warn you», что означало предупреждение о дальнейшем ужесточении пресечения нарушений налогового законодательства. Расходы на рекламную кампанию составили 145 тыс. долл., не включая затраты на обучение специалистов из госдепартамента по доходам для толкования налогового законодательства и процедуры амнистии на местах.

Резюмируя американский опыт, следует отметить следующее. В штатах с высоким показателем сборов акцент на «одноразовость» акции имел весьма позитивный эффект — количество заявителей увеличилось. Более того, последующее ужесточение мер за нарушение налогового законодательства (в одном из штатов был введен 51 новый вид штрафных санкций) и дальнейшая компьютеризация операции департамента госдоходов привели к увеличению отсылаемых налоговых уведомлений (от 1500 до 90 000 в Колорадо) и, как следствие, увеличению контингента налогоплательщиков. Однако в штатах с наименьшим количеством сборов от амнистии наблюдаются другие тенденции. В большинстве случаев ранее проводившиеся неединовременные налоговые прощения сопровождались пассивностью заявителей вследствие ожидания последующих амнистий. Безусловно, на результат налоговой амнистии могут влиять размер теневой экономики, различная правовая культура, исторические факторы, а также состояние экономического и социального развития штата.

Налоговые амнистии проводились и в Европе. Так, в Швейцарии, по данным ее федерального налогового агентства, амнистия налога на имущество проходила в 1940 г., где необходимый единовременный взнос составлял 15% от декларированного имущества. В 1944 г. в результате полной налоговой амнистии был получен сбор в размере 3% от общих налоговых поступлений, в 1968 г. сбор составил 6%. Опыт Швейцарии примечателен проведением референдума для выявления общественного согласия на проведение акции.

Ирландия проводила 10-месячную кампанию по уплате задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций с января 1988 г. В результате сбор составил 750 млн долл. США, что многократно превысило ожидания (50 млн долл.). Причинами успеха западные аналитики единогласно признают следующие обстоятельства: беспрецедентность налоговой амнистии, акцент на одноразовость акции, ужесточение мер пресечения после амнистии, увеличение количества аудиторов, увеличение штрафов и пени за неуплату налогов, сопровождавшееся расширением полномочий налоговых и органов преследования в отношении нарушителей.

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
26 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 26 апреля выросла на 0,40% и составила 63488,107 млрд руб.
18:57Рынок российских акций вырос на 0,3-0,7%
18:53В 1-м квартале субъекты МСП заключили госконтракты на 977 млрд руб.
Кадровое агентство Петербург - рекрутинговое агентство, подбор персонала Сотрудничество с рекрутинговым агентством “Global Personal” в Петербурге даст возможность не только найти квалифицированных работников, но и иметь возможность проверки сотрудников службой безопасности. Сегодня выбор профессионалов для любой сферы и уровня (топ-менеджеры, руководители, офисные, финансовые работники, нянь и домработниц) Петербург предоставляет огромный, но только специалисты смогут подобрать действительно высококлассных профессионалов, которые будут ответственно...