Индикаторы ранней диагностики ценовых «пузырей» на рынках недвижимости.

На стоимость недвижимости влияют ожидаемая потребительская полезность актива (в случае использования конечным потребителем) и генерирующие денежные потоки, активы, дисконтированные на требуемую норму доходности. В долгосрочной перспективе спрос на недвижимость определяется такими условиями, как уровень роста национального дохода и средний уровень доходности, а ее предложение будет зависеть от стоимости строительства, доступности земельных участков и качества предлагаемых к продаже объектов.

Однако ценообразование на рынке недвижимости имеет ряд особенностей, суть которых сводится к следующему:

  • предложение объектов недвижимости всегда локально и ограничено;
  • увеличение объемов предложения требует значительного времени (длинные производственные циклы в строительстве);
  • динамика арендного дохода не всегда может совпадать с изменением других ценообразующих факторов;
  • ценообразование на рынке сегментировано - отсутствует единая «площадка для совершения сделок»;
  • ликвидность рынка ограничена из-за значительной стоимости единичных объектов недвижимости и высоких транзакционных издержек;
  • большинство сделок зависит от привлечения заемных средств.

Улучшение общих экономических условий приводит к увеличению располагаемых доходов домохозяйств и финансовых средств корпораций. Растет уровень конечного потребления и объемов инвестирования, увеличивается спрос на жилую недвижимость. Расширение предпринимательства создает предпосылки для стимулирования спроса на коммерческую недвижимость и увеличения ее цены. В условиях устойчивого экономического роста среди инвесторов преобладают позитивные ожидания, результатом которых является уменьшение субъективных оценок инвестиционных рисков и снижение требуемой нормы доходности, что также приводит к росту цен на недвижимость.

Предложение на рынке недвижимости не может быстро реагировать на изменения спроса. Рост последнего в краткосрочной перспективе приводит к значительному повышению цен на вновь создаваемую недвижимость и ставок аренды недвижимости. Это привлекает дополнительных инвесторов в отрасль; увеличивается число реализуемых проектов. Для вывода нового объекта на рынок требуется значительное время. При этом распространение информации на рынке недвижимости происходит крайне медленно. Новые инвесторы, принимая решение об инвестировании, преимущественно ориентируются на данные «архивного времени» о высокой доходности уже функционирующих объектов. Данный оптимизм также способствует росту объема сделок с существующей недвижимостью. При определении цены инвесторы учитывают минимальную премию за риск, что приводит к уменьшению ставок капитализации и, как следствие, еще большему росту цен. Катализатором роста цен могут выступать действия рыночных спекулянтов.

По мере завершения новых проектов происходит увеличение предложения. В случае, если рост предложения не сопровождается сохранением позитивной динамики экономического развития, происходит коррекция цен на недвижимость. Наибольшее негативное влияние коррекции сказывается на проектах, которые начали осуществлять позже остальных, а также на финансовом положении инвесторов, которые приобрели готовые объекты, ориентируясь на минимальную премию за риск инвестирования. Степень коррекции будет зависеть от числа проектов, которые начали реализовываться либо были куплены по максимальным ценам в период от начала роста цен на недвижимость и до появления первых признаков перенасыщения рынка. Если период длительного роста цен сопровождается последующей существенной коррекцией, то имеются все основания говорить об образовании ценового «пузыря» на рынке.

Прогнозирование тенденций развития рынков недвижимости затруднительно. В условиях продолжительного роста цен на недвижимость информационная асимметрия носит скрытую форму: ни заемщик, ни кредитор не в состоянии оценить реальные риски проекта. Позитивными ожиданиями на рынке недвижимости «заражаются» банки. На фоне оптимизма инвесторов кредиторы снижают премию за риск. Большее количество потенциальных заемщиков получает доступ к финансовым ресурсам. Соответственно, инвестиционная активность на рынке возрастает. Банки снижают также требования к размеру залога (повышается коэффициент LTV), полагая, что рост его стоимости в будущем компенсирует риски дефолта. Это тоже способствует стимулированию инвестиционной активности.

Снижение стоимости предоставляемых кредитов приводит к падению доходности операций банков. Для компенсации своих потерь они стремятся еще больше увеличить объемы кредитования. Кроме того, многие крупные банки аффилированы с девелоперами/инвесторами и предоставляют им ресурсы на льготных условиях, что дополнительно увеличивает объем спекулятивного капитала на рынке со всеми вытекающими последствиями.

Е. Борисов

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

28 апреля 2017 г.
10:06Российский рынок акций открылся на позитиве
10:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 10:00 мск составил 56,28/57,8 руб.
09:58ВВП Франции в 1-м квартале вырос на 0,3%, слабее прогноза
09:51Рост розничных продаж в Германии в марте замедлился до 0,1%
09:46ВТБ разместит 2 мая однодневные бонды серии КС-2-55 на 75 млрд рублей
09:45Доллар стабилен к евро и иене
09:36Остатки средств кредитных организаций в Банке России снизились до 1779,4 млрд руб., на депозитных счетах снизились до 595 млрд руб.
09:35Курс биткойна вырос до рекордного максимума
09:27Большинство азиатских рынков акций торгуется в красной зоне
09:15Ключевой показатель инфляции в Японии вырос на 0,2% в годовом выражении
09:07Госкомпании должны направить на дивиденды за 2016 год не менее 50% прибыли - поручение Медведева
09:01Отозвана лицензия у Владимирского промышленного банка
08:47ЦБ лишил лицензии Международный строительный банк
08:47Мировые прямые иностранные инвестиции в 2016 году сократились на 7% - ОЭСР
08:30Сегодня ожидаются выплаты купонных доходов по 2 выпускам еврооблигаций на общую сумму $90,49 млн

Самый большой и лучший выбор подарков с элитным китайским чаем в России! Качественное производство. Чайные подарки на заказ – это достойное решение, дающее эксклюзивную (исключительную) возможность дарить по-настоящему оригинальные дизайнерские подарки. Это кардинальное отличие от привычных стандартных решений, что способствует позитивным отношениям в бизнесе и восхищением Ваших клиентов.