Сверхкороткие циклы в отраслях экономики. Промышленность, строительство, транспорт.

Промышленность. Сопоставим динамический ряд выпуска продукции в промышленности и ожидания роста производства за 2002-2003 гг. В динамике производства просматривается два цикла: с марта 2002 г. по ноябрь 2002 г. и с декабря 2002 г. по ноябрь 2003 г. Если сместить динамический ряд ожиданий на месяц вперед по отношению к динамике производства, то продолжительность деловых циклов можно уточнить .

Как видим, динамика ожиданий подтверждает, что деловой цикл в 2002 г. начался в марте и закончился в ноябре. Следующий деловой цикл начался в декабре 2002 г. и закончился в ноябре 2003 г. Следовательно, можно предположить, что деловые циклы в промышленности, как и в торговле, могут быть не равны по продолжительности и не совпадать относительно календарной шкалы.

Динамика ожиданий дает возможность прогнозировать продолжительность делового цикла. Начавшийся в декабре 2003 г. деловой цикл в промышленности при сохранении устойчивости в экономике обещает быть не менее продолжительным, чем предыдущий цикл. Уточнить это предположение можно примерно за два месяца до слома тенденции, о чем будет свидетельствовать изменение кривой динамики ожиданий, отклонения значений которой от тенденции в рамках цикла ограничиваются одним месяцем.

Строительство. Деловой цикл в строительстве начался в феврале (условно) 2002 г., а закончился в январе 2003 г., следующий цикл начался в феврале 2003 г. и закончился в декабре 2003 г. Цикличность при смещении динамического ряда ожиданий на два месяца вперед эффективно совпадает с динамическим рядом объема строительства. Из этого можно сделать вывод, что ежемесячные данные об ожиданиях увеличивают горизонт прогнозирования на два месяца вперед.

Транспорт. В статистике транспорта деловые циклы не просматриваются так ясно, как в строительстве или в торговле. С этой точки зрения индекс ожиданий в сфере транспорта является важным показателем, указывающим на наличие деловых циклов. Для того чтобы более точно определить границы делового цикла на транспорте, будем смещать кривую ожиданий вперед, чтобы динамика двух графиков совпадала наиболее эффективным образом. Этот эффект достигается при смещении кривой индекса ожиданий на два месяца вперед.

Таким образом, деловой цикл на транспорте, начавшийся в апреле 2002 г., закончился в феврале 2003 г., следующий деловой цикл начался в марте 2003 г. и закончился в феврале 2004 г. Более длительный по сравнению с промышленностью, строительством и торговлей деловой цикл на транспорте дает возможность увеличивать глубину прогноза для этой отрасли на два месяца вперед.

Для определения природы делового цикла — является ли он повышательным, т.е. циклом роста, или понижательным — следует сравнить последовательности «пиков» и «подошв» циклов. «Пики» ожиданий характеризуют максимальную экономическую активность в периоды деловых циклов.

В промышленности последовательность «пиков» в 2002—2003 гг. находилась примерно на одном уровне, а уровень «подошв» цикла в течение 2003 г. повысился, что свидетельствует о повышательном характере делового цикла в промышленности в 2003 г. Пользуясь теми же критериями, можно заметить, что деловой цикл в строительстве имеет, хотя и незначительный, но тем не менее понижательный характер в 2003 г. по сравнению с предыдущим циклом 2002 г. То же самое относится к транспортным перевозкам. В торговле деловой цикл также в целом имеет понижательный характер, поскольку «пик» цикла 2003 г. ниже «пика» цикла предшествующего года.

И. Варьяш

Strategic Broker отзывы
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай