Международная практика использования средств ресурсных фондов.

Бюджетные ресурсные фонды в мировой практике формируются достаточно давно. Основными ресурсами для формирования таких фондов, как правило, служат доходы от экспорта нефти и газа, хотя в последнее время получают распространение попытки обособления доходов и от экспорта иных невозобновляемых ресурсов. Следует отметить, что порядок управления указанными доходами во всех странах многократно менялся. Это свидетельствует о незавершенности процесса поиска оптимальной схемы управления такими средствами.

В зависимости от целей фонды условно делят на три группы: стабилизационные фонды, фонды будущих поколений и распределяемые фонды.

Стабилизационные фонды создаются с целью обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также абсорбирования избыточной денежной массы, неконтролируемо возрастающей в периоды высоких мировых цен на основной экспортируемый ресурс (например, в Венесуэле Macroeconomic Stabilization Fund). Кроме того, средства таких фондов могут использоваться как механизм обеспечения текущей сбалансированности бюджета, позволяющий не допустить возникновение кассовых разрывов в течение финансового года (Constitutional Budget Reserve Fund в штате Аляска, США и General Reserve Fund в Кувейте).

Создание фондов будущих поколений (Reserve Fund for Future Generations в Кувейте, State Petrolium Fund в Норвегии) преследует цели сбережения части заработанных средств и инвестирования их на длительные сроки в масштабные проекты с получением в будущем дополнительных доходов. Данная концепция управления дополнительными доходами от продажи невозобновляемых ресурсов не предусматривает расходование средств самого фонда, но доходы от его вложений могут направляться как на дальнейшее инвестирование, так и на осуществление текущих расходов бюджета. При этом инвестирование средств таких фондов возможно как во внутренние, так и во внешние активы.

Распределяемые фонды предназначены для распределения доходов от использования природных ресурсов среди населения или на иные цели (Alaska Petroleum Fund в штате Аляска США, и Permanent University Fund в штате Техас).

В процессе развития ресурсных фондов практически во всех странах существенно и неоднократно менялся как механизм пополнения, так и порядок использования средств фондов. Принятие решений об использовании, текущем управлении, эффективности проводимых операций и контроль в разных странах осуществляется по-разному и разными ведомствами.

Во многих странах первоначально созданный ресурсный фонд впоследствии разделялся по целевому назначению. Часть средств консолидировалась отдельно для накопления и инвестировалась в основном в иностранные активы, часто имея признаки фонда будущих поколений. Другая часть фонда начинала использоваться для внутренних целей, например, для обеспечения стабильной финансовой политики или для развития нефтяного сектора. В соответствии с политическими приоритетами менялся и порядок зачисления средств в эти фонды. По такому пути развивались фонды Аляски, Кувейта, Омана.

В подавляющем большинстве стран инвестирование средств ресурсных фондов осуществляется центральными банками, а решение об использовании этих средств относится к компетенции разных органов власти. В основном такие решения принимаются законодательными органами в процессе утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год. Иногда решение принимает глава государства (часто это происходит в странах с монархическим режимом правления). В редких случаях, когда речь идет об управлении текущими потоками бюджетных средств, - министерством финансов.

Е. Дерюгина

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

14 апреля 2021 г.
19:56Экспобанк готовит выпуск субординированных облигаций на $60 млн
19:50Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 14 апреля выросла на 1,17% и составила 56966,601 млрд руб.
19:40Мосбиржа зарегистрировала облигации Рафйффайзенбанка серии БРО-02
19:39Мосбиржа зарегистрировала облигации "ЭР-Телекома" на 5 млрд рублей
19:38Альфа-банк установил ставку 1-го купона бондов на 1,9 млрд рублей на уровне 7,00%
19:37"Рольф" досрочно погасил часть облигаций серий 001Р-01 и 001Р-02
19:03Уровень бедности в РФ в 2020 г. снизился до 12,1% с 12,3% в 2019 г. - Росстат
18:54Индекс МосБиржи вырос более чем на 1,4%, индекс РТС - почти на 2,2%
18:35Цены на нефть растут примерно на 4%
18:28Граждане в 2022-2023 гг. смогут проводить платежи через СБП в пользу госорганов и получать бюджетные выплаты
18:20Credit Suisse выявил $2,3 млрд проблемных кредитов в фондах, связанных с обанкротившейся Greensill
18:14РН банк установил ставку 1-го купона бондов объемом до 8 млрд руб. на уровне 7,40%
18:12"Эксперт РА" присвоило ожидаемый рейтинг облигациям "ЭР-Телеком Холдинга" ПБО-05 на уровне "ruBBB+" (EXP)
18:10ПАО "МОЭК" установило ставку 5-8-го купонов бондов 001Р-02 на уровне 7,1%
18:09Минэкономики Белоруссии оценивает рост ВВП страны в 1-м квартале на уровне 0,6-0,8%
Юрист Барнаул Сервис проверки действительности нотариальной доверенности. Одним из основных нововведений в работе нотариата РФ в 2017г. является внедрение весьма полезной и востребованной функции. Теперь на официальном. . .