Международная практика использования средств ресурсных фондов.
Бюджетные ресурсные фонды в мировой практике формируются достаточно давно. Основными ресурсами для формирования таких фондов, как правило, служат доходы от экспорта нефти и газа, хотя в последнее время получают распространение попытки обособления доходов и от экспорта иных невозобновляемых ресурсов. Следует отметить, что порядок управления указанными доходами во всех странах многократно менялся. Это свидетельствует о незавершенности процесса поиска оптимальной схемы управления такими средствами.
В зависимости от целей фонды условно делят на три группы: стабилизационные фонды, фонды будущих поколений и распределяемые фонды.
Стабилизационные фонды создаются с целью обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также абсорбирования избыточной денежной массы, неконтролируемо возрастающей в периоды высоких мировых цен на основной экспортируемый ресурс (например, в Венесуэле Macroeconomic Stabilization Fund). Кроме того, средства таких фондов могут использоваться как механизм обеспечения текущей сбалансированности бюджета, позволяющий не допустить возникновение кассовых разрывов в течение финансового года (Constitutional Budget Reserve Fund в штате Аляска, США и General Reserve Fund в Кувейте).
Создание фондов будущих поколений (Reserve Fund for Future Generations в Кувейте, State Petrolium Fund в Норвегии) преследует цели сбережения части заработанных средств и инвестирования их на длительные сроки в масштабные проекты с получением в будущем дополнительных доходов. Данная концепция управления дополнительными доходами от продажи невозобновляемых ресурсов не предусматривает расходование средств самого фонда, но доходы от его вложений могут направляться как на дальнейшее инвестирование, так и на осуществление текущих расходов бюджета. При этом инвестирование средств таких фондов возможно как во внутренние, так и во внешние активы.
Распределяемые фонды предназначены для распределения доходов от использования природных ресурсов среди населения или на иные цели (Alaska Petroleum Fund в штате Аляска США, и Permanent University Fund в штате Техас).
В процессе развития ресурсных фондов практически во всех странах существенно и неоднократно менялся как механизм пополнения, так и порядок использования средств фондов. Принятие решений об использовании, текущем управлении, эффективности проводимых операций и контроль в разных странах осуществляется по-разному и разными ведомствами.
Во многих странах первоначально созданный ресурсный фонд впоследствии разделялся по целевому назначению. Часть средств консолидировалась отдельно для накопления и инвестировалась в основном в иностранные активы, часто имея признаки фонда будущих поколений. Другая часть фонда начинала использоваться для внутренних целей, например, для обеспечения стабильной финансовой политики или для развития нефтяного сектора. В соответствии с политическими приоритетами менялся и порядок зачисления средств в эти фонды. По такому пути развивались фонды Аляски, Кувейта, Омана.
В подавляющем большинстве стран инвестирование средств ресурсных фондов осуществляется центральными банками, а решение об использовании этих средств относится к компетенции разных органов власти. В основном такие решения принимаются законодательными органами в процессе утверждения закона о бюджете на очередной финансовый год. Иногда решение принимает глава государства (часто это происходит в странах с монархическим режимом правления). В редких случаях, когда речь идет об управлении текущими потоками бюджетных средств, - министерством финансов.