Управление проблемными кредитами.
Вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко поделился опытом выявления и взыскания проблемных кредитов. По его словам, деятельность в этом направлении будет успешна только при условии взаимодействия соответствующих подразделений банка на всех этапах работы с клиентом. Так, на стадии выдачи кредитов это проведение качественной проверки клиента, четкое разъяснение ему условий договора и последствий невозврата кредита. На стадии сопровождения кредитов - сбор дополнительной информации о заемщике (выявление изменений в доходах, месте жительства и т.д.), мониторинг уже выданных кредитов, в первую очередь крупных для выявления нецелевого использования кредитных средств, рассылка (желательно - автоматизированная) напоминаний о наступлении очередного платежа, индивидуальный подход к ситуациям, возникшим у заемщика (включающий возможность изменения графика платежей, срока кредита и т.п.). На стадии взыскания проблемной задолженности - разделение данного периода работы с кредитами на 3 этапа — soft collections, длящийся около 90 дней с момента начала просрочки по платежам, hard collections (90—180 дней) и legal collections — обращение к судебной практике. Впрочем, как подчеркнул А. Лапко, сроки здесь не жесткие и определяются индивидуально для разных случаев. На каждом этапе применяются определенные методы работы с клиентом.
Кроме того, вице-президент Банка Москвы обратил внимание присутствующих на то, что одной из наиболее часто встречающихся ошибок в работе с проблемными кредитами является попытка возврата кредитов с помощью службы безопасности, в то время как заниматься этим (по крайней мере на этапах soft collections и hard collections) должны специально обученные сотрудники банка.
Одним из наиболее интересных моментов в работе Управления кредитного мониторинга Банка Москвы по погашению клиентами просроченной задолженности можно считать определение переменного вознаграждения сотрудникам исходя из результатов их телефонных переговоров с заемщиками.
Выступление директора Департамента управления активами ГК «Агентство по страхованию вкладов» Андрея Дерябина было посвящено проблеме урегулирования взаимоотношений заемщика и кредитора — банка-банкрота — и особенностям работы с активами ликвидируемых кредитных организаций. Проблема, по словам А. Дерябина, состоит в том, что после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций заемщики перестают исполнять свои обязательства по кредитным договорам. Основанием для этого, с их точки зрения, является то, что без лицензии банк не имеет права получать проценты и основной долг по ранее выданным кредитам. Однако в настоящее время законодательство предоставило АСВ право приобретать активы кредитной организации и проводить собственную деятельность. Это позволяет кредиторам получать средства в конкурсную массу и дисциплинирует нерадивых заемщиков.
Генеральный директор профессионального кол-лекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева рассказала о путях решения актуальных вопросов, связанных с эффективностью управления проблемными кредитами. Существует три основных вида работы с проблемными кредитами: построение в банке собственной службы по работе с ними, передача долгов на взыскание в коллекторское агентство (КА) и продажа долгов. В частности, если банк принял решение передать долги на взыскание в КА, одним из главных слагаемых успешного взаимодействия с ним являются партнерские отношения, предполагающие не только обмен информацией (например, предоставление банком отчетов по платежам), но и совместную постановку цели деятельности. Этому может способствовать ознакомление сотрудников агентства со спецификой кредитных продуктов банка.
Существует и возможность сегментирования задолженности, когда часть ее взыскивается банком, а часть передается в КА. В данном случае есть несколько вариантов:
- вначале работа с проблемными кредитами ведется в банке, а затем оставшаяся часть передается в КА (или в несколько КА);
- работа с КА «на разрывах» — при сезонном всплеске кредитования.
В пользу взаимодействия с определенным КА говорят такие аргументы, как наличие у него опыта работы с проблемными кредитами, наличие клиентуры, организация охраны информации, профессиональная IT-система, опыт руководства и сотрудников компании, региональное присутствие и определенный коридор цен за услуги.