Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2019 г.
18:07Москва удостоилась "туристического Оскара" World Travel Awards
16:28"Аэрофлот" прекратит информировать по SMS о начале посадки на рейс
15:46Строительство хордовых скоростных магистралей в Москве планируется завершить в начале 2023 года
15:07Мигранты переводят на родину втрое больше средств, чем богатые страны предоставляют развивающимся
14:29Половина работающих россиян планирует провести 31 декабря на служебном посту
13:51Хуснуллин рассказал о планах по расширению московского метро
13:16РФПИ продал часть пакета в "Московской бирже"
12:53ЦБ РФ предлагает компаниям, акции торгуются вне котировальных списков, руководствоваться принципами "Кодекса корпоративного управления"
12:39Fitch улучшило прогноз по рейтингам "ГТЛК" и "Росагролизинга"
12:10Минприроды РФ утвердило правила квотирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
11:34Темпы увеличения импорта СПГ Китаем этой зимой замедлятся
11:09Российские банки в январе-октябре сократили выдачу ипотечных кредитов на 5,8%
10:36"Мосбиржа" переносит покупку части акций "Казахстанской фондовой биржи" на следующий год
10:09Переговоры России и Украины на уровне экспертов возобновятся на следующей неделе - "Газпром"
09:21ЦБ: количество ПАО, максимально придерживающихся лучших практик корпуправления, выросло в 2 раза
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.