Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2017 г.
17:17"Ронин Траст" снизил долю в "Объединенной вагонной компании" с 8,95% до 0,17%
16:35НМТП выкупит у Вагонреммаша имущество в Новороссийске за 1,574 млрд рублей
15:54ФАС разрешила Metro C&C одобрила передачу части площадей под секции Media Markt в формате shop in shop
15:12Алкоголь исключен из реестра запрещенных веществ ВАДА
15:00"ЛУКОЙЛ" вернулся со своим газом на "Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу"
14:40ПАО "Группа ЛСР" установило ставку 1-го купона биржевых облигаций объемом 5 млрд рублей на уровне 9%
13:36Доля москвичей, положительно оценивающих работу С.Собянина, выросла до 44%
12:18ЦБ РФ уточнил прогноз профицита ликвидности на 2017 год на 400 млрд руб. - до 1,8-2,3 трлн рублей
12:14Правительство РФ планирует сместить господдержку транспортного машиностроения с грузового сегмента на пассажирский
11:34За рубежом находится около 28,5 тыс. пассажиров авиакомпании "ВИМ-Авиа" - М.Соколов
11:20Д.Трамп поручил госсекретарю Р.Тиллерсону курировать вопрос санкций против России, Ирана и Северной Кореи
10:45Налоговая инспекция Москвы требует более 9,5 млрд рублей с экс-гендиректора "Столичного ювелирного завода"
10:10Россия одобрила проект соглашения с Белоруссией о создании особо охраняемой природной территории "Заповедное Поозерье"
09:53ЦБ РФ поэтапно свернет программу специнструментов на фоне роста экономики и снижения ставок
09:26Глава министерства здравоохранения и социальных служб США подал рапорт об отставке
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.