Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

12 июля 2025 г.
18:02Минфин Бразилии повысил прогноз роста ВВП страны на текущий год до 2,5%
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
17:08Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:43В августе Tesla планирует начать продажи электромобилией в Индии
16:35Добыча золота в Азербайджане в 1-м полугодии выросла в 1,6 раза
16:31В ближайшее время начнутся поставки азербайджанского газа в Сирию через Турцию
15:51Полугодовая инфляция в Азербайджане составила 3,4%
15:43На пост губернатора Курской области претендуют четыре кандидата
15:43Google предоставит правительству США скидку на облачные сервисы
15:43На пост губернатора Курской области претендуют четыре кандидата
15:29В 1-м полугодии Ford побил годовой рекорд по отзывам автомобилей
15:04Население Евросоюза в 2024 году выросло на 1,07 млн
14:56Задачи меморандума России с ООН о сельхозэкспорте не были решены - МИД РФ
14:47Британия откажется от использования бумажных акционерных сертификатов
14:05Правительство направит свыше 480 млн рублей на художественную галерею в Севастополе
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.