Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

11 апреля 2021 г.
12:29Правительство РФ уточнило правила применения предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства
11:33В России за истекшие сутки зарегистрировано 8,7 тыс. новых случаев COVID-19, 337 умерших
11:21Fitch подтвердило рейтинг SOCAR на уровне BB+
10:30Правительство выделило более 2,8 млрд руб. на поддержание бюджетов Еврейской автономной и Костромской областей
09:45В Минэкономразвития поддерживают введение комплексной лицензии для производителей алкоголя
09:28Число заражений коронавирусом в мире превысило 135 млн
09:02ЦБ РФ установил курс доллара США с 10 апреля в размере 77,1657 руб., курс евро - 91,7809 руб.
10 апреля 2021 г.
17:51В ООН объявили о новой инициативе по очистке океанов от мусора
16:25Проходка тоннелей Троицкой линии метро на участке от "Улицы Новаторов" до "Коммунарки" завершена почти на 80%
15:19 В 1-м квартале ВВП Туркмении вырос на 5,9%
14:22На оснащение медицинских, образовательных и спортивных учреждений правительство выделило свыше 1,6 млрд руб.
13:29Госрегулятор рынка КНР оштрафовал Alibaba на $2,8 млрд за нарушение антимонопольных правил
12:31Новая американская бюджетная авиакомпания Avelo совершит первый полет в конце апреля
11:49В России за сутки зафиксировано более 8,7 тыс. новых случаев COVID-19
11:05Число заражений коронавирусом в мире превысило 134,6 млн
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.