Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября снижается
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,53% и составила 45471,849 млрд руб.
19:21Мосбиржа зарегистрировала допвыпуск облигаций девелопера "Легенда" на 545,3 млн рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,8332 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 70,7617 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,0726 руб.
18:59Рынок акций РФ завершил третий квартал на пессимистической ноте
18:55Fitch сохранило прогноз цены Brent на уровне $65 за баррель в 2019 г.
18:50Австралия понизила прогноз мирового спроса на сталь в 2019-2021 гг.
18:45Saudi Aramco увеличит дивиденды на 29%, до $75 млрд в 2020 г.
18:40Пассажирские авиаперевозки в РФ в 2019 г. вырастут на 10,7%, грузовые снизятся почти на 5% - материалы к бюджету
18:34PayPal первым из иностранных игроков получит доступ к рынку платежных услуг КНР
18:30Профицит бюджета РФ в 2019 г. может составить 0,6% ВВП - материалы к проекту бюджета 2020-2022 гг.
18:25Турпоток из России в Турцию вырос за 8 месяцев на 15%
13 октября 2019 г.
17:21Центробанки развивающихся стран активно наращивают запасы золота
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.