Цены на продукцию естественных монополий.

Процессы формирования внутренних цен состоят из четырех уровней: 1) цены производителей, которые включают в себя себестоимость и прибыль; 2) отпускные цены (цена производителя плюс НДС и акциз); 3) цены приобретения (отпускная цена плюс транспортные и снабженческие расходы, а также посредническая деятельность); 4) потребительские цены (цены приобретения плюс торговые расходы).

Использовалась официальная статистическая отчетность, характеризующая уровень и динамику цен на продукцию естественных монополий. Она достаточно продолжительна, надежна и представительна, однако еще далека от совершенства. Прежде всего она не дает представления о складывающихся фактических средних ценах приобретения продукции конечными потребителями, ограничиваясь лишь фиксацией устанавливаемых органами власти (федеральными и региональными) тарифов. Практически по всем предоставленным видам товаров и услуг монополистами, за исключением электроэнергии, отсутствуют данные об отпускных ценах и индексах цен по категориям потребителей. Все это отрицательно сказывается на качестве оценки уровня инфляции и делает практически невозможным оценку истинных масштабов перекрестного субсидирования в деятельности монополий. Поэтому приходилось пользоваться не всегда достаточно надежными оценками.

Несмотря на определенные недостатки статистики цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, она позволяет провести анализ их изменения и влияния на инфляционные процессы за достаточно продолжительный период, т.е. с 1992 г. (здесь рассматривается в основном период с начала 2003 г. по сентябрь 2006 г.). В качестве индикатора изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий в статье используются главным образом цены производителей - основа формирования цен приобретения. Инфляция издержек возникает параллельно с ростом цен приобретения, так как повышение цен на товары конечного спроса в конце концов приводит к повышению цен на товары, используемые в процессе производства. Изменение цен производителей, как правило, отражает направленность изменения цен приобретения.

Исключением является природный газ, для которого такой подход неправомерен, поскольку цена производителя составляет весьма малую долю от цены приобретения газа потребителями, и в результате изменения этих цен не взаимосвязаны. Приведенные ниже данные указывают на удельный вес цены производителей в цене приобретения природного газа по состоянию на декабрь соответствующих лет: 1994 -8,2%, 1995 - 5,7%, 1996 - 11,6%, 1997 - 12,0%, 1998 -13,0%, 1999 - 15,6%, 2000 - 18,8%, 2001 - 25,2%, 2002 -22,8%, 2003 - 13%, 2004 - 24,3%, 2005 - 23%. Эти изменения обусловлены динамикой цен и тарифов на составляющие цены приобретения природного газа: его добыча, транспортировка по магистральным трубопроводам, торгово-посредническая наценка и акцизы.

Вопрос о методах регулирования тарифов естественных монополий имеет решающее значение и для макроэкономических пропорций, и для сдерживания инфляции. Ежегодный «вклад» монополий в инфляцию не оспаривается никем. Вопрос только в методике оценки этого вклада.

Э. Баранов


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

26 сентября 2021 г.
17:54Стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ составляет 16,8-19,9 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 22,9-25,1 тыс. - эксперты
17:05Промышленность Германии переживает рецессию - глава Ifo
16:32Российские женщины с 2022 года будут получать пособия на детей проактивно
15:18В парламенте Исландии впервые в Европе количество женщин превысит число мужчин
14:25"Газпром" готов к увеличению поставок газа в Европу и заключению новых контрактов - Песков
13:21Банки смогут полностью отказаться от бумажных договоров с клиентами
12:02В России за сутки выявлено почти 22,5 тыс. новых случаев коронавируса
10:45Число заражений COVID-19 в мире превысило 232 млн - Worldometer
09:32Инфляцию надо снижать, иначе в реализации многих проектов не будет смысла - Путин
09:04ЦБ РФ установил курс доллара США с 25 сентября в размере 73,0081 руб., евро - 85,6823 руб.
25 сентября 2021 г.
18:01Путин призвал парламентариев "подискутировать на тему того, как и что можно было бы изменить" в работе Рособрнадзора
16:29Какие изменения готовит россиянам октябрь
15:05Крупнейший в мире круизный оператор Carnival сократил квартальный убыток
14:10Московские фармпредприятия за год увеличили продажи на 79%
13:04Правительство направит 34 регионам России 74 млрд руб. на строительство 128 школ
Купить флешку в Хабаровске - gamma Производство корпоративных сувениров давно поставлено на поток. Уже привычными стали ручки, блокноты, брелки и конверты с логотипом компании или торговой Марки.