Иностранный капитал в банковской системе Чили.
Среди государств Латинской Америки наиболее богатым опытом либеральных преобразований в кредитно-финансовой сфере, несомненно, обладает Чили. Переход к формированию модели открытой рыночной экономики в середине 70-х годов самым непосредственным образом отразился и на процессе либерализации внутреннего рынка капиталов. Существенно трансформировались критерии границ и пределов допуска иностранных инвестиций в банковскую сферу, которая традиционно являлась наиболее закрытой отраслью хозяйства Чили.
Одним из важнейших элементов экономических реформ, начатых правительством А. Пиночета, стал ускоренный переход от государственной монополии на банковское дело к рыночной модели кредитных отношений, основанной на конкуренции частных банковских структур, действующих в условиях свободного движения ссудного капитала и снятия запрета на зарубежные инвестиции в банковскую сферу.
Финансовая либерализация преследовала вполне конкретные тактические цели. Предполагалось, что привлечение иностранного капитала наряду с приватизацией и дерегулированием деятельности коммерческих банков будет способствовать повышению их эффективности и увеличению объема кредитования реальной экономики. В то же время открытие банковского сектора рассматривалось как необходимое условие для более тесного подключения Чили к международным финансовым потокам и расширения доступа к относительно дешевым внешним ресурсам. Ставилась также задача ускорить процесс консолидации банковского капитала и осуществить структурную перестройку национальной кредитно-финансовой системы на основе использования зарубежного технологического и организационного потенциала.
Открытие рынка банковских услуг проходило параллельно с дерегулированием кредитной системы, приватизацией в банковской сфере и отменой ограничений на движение капиталов, товаров и услуг. Го есть речь идет о комплексном подходе, сопряженности и поэтапности шагов по реформированию экономики. Так, после либерализации в октябре 1973 г. внешнеторгового режима с декабря 1975 г. по май 1976 г. был отменен контроль государства над процентными ставками и сняты количественные ограничения на проведение кредитных операций. В 1975 -
1978 гг. практически все банки, национализированные правительством С. Альенде (за исключение Banco del Estado), перешли к частным владельцам.
В 1977— 1980 гг. был либерализован режим мобилизации чилийскими банками ресурсов на международном рынке капиталов. Вместе с тем, в течение первых лет правления А. Пиночета в Чили проводилась достаточно осторожная политика в этом плане. Лишь в конце 1977 г., после относительной стабилизации финансово-экономической ситуации в стране, снижения темпов инфляции (с 600% в 1973 г. до 85% в 1977 г.) и преодоления банковского кризиса 1975 г., был снят запрет на осуществление заимствований на внешнем рынке. Однако оставались в силе требования в отношении сроков погашения привлекаемых средств (минимум два года), максимального размера заимствований для всей банковской системы и месячного объема притока ссудного капитала в страну. С целью отсечения краткосрочных потоков использовался механизм специальных резервных требований, в соответствии с которыми определенная доля получаемых кредитов, в зависимости от сроков погашения, перечислялась на специальные счета в Центральном банке Чили. Норма резервных требований была установлена в размере 25% для кредитов сроком от 24 до 36 месяцев, 15% — от 36 до 48 месяцев, 10% — от 48 до 66 месяцев. К апрелю 1980 г. были отменены количественные ограничения на иностранные кредиты, а с мая 1982 г. банки получили возможность привлекать и краткосрочные ссуды.