Северная Европа — общество инновационной культуры.
В основе инновационной политики и инновационной деятельности лежит становление и развитие так называемой новой экономики. Это — многокомпонентное понятие, которое основано на наукоемких технологиях и инновационной деятельности. В основе организации и управления этих процессов лежит сетевой принцип. Это значит, что единицей планирования и управления является не предприятие, не сектор народного хозяйства, не стадия НИОКР, не фирма, и даже не замкнутый инновационный цикл, а особая форма взаимодействия между разными участниками инновационной деятельности, которым государство оказывает поддержку доступными ему средствами, ставя ее в центр своей экономической политики. Успешная инновационная деятельность основана на интеграции особого рода, осуществляемой между производством, наукой и образованием, которая приводит к формированию и развитию инновационных сетей.
Одна из главных задач политики новой экономики — это поддержание эффективного взаимодействия (кооперации) между разными звеньями инновационной цепочки, связывающее их в единую сеть. Частные предприятия получают возможности создавать инновационный продукт, если они вплетены в сети инновационной кооперации, если они действуют не изолированно, а как звенья одной цепи, то есть если они способны целесообразно функционировать, нацеливаясь не на индивидуальный, а на групповой результат. Участники инновационной деятельности представляют собой функциональное объединение сетевых предприятий, то есть они действуют совместно как соучастники сетевого бизнес-проекта, основанного на взаимных интересах и совместной деятельности.
Сетевое предприятие (в отличие от классического рыночного предприятия) реагирует не только на импульсы от рынка, но и на импульсы от поставщиков и партнеров по кооперации, на сигналы, исходящие от государственных органов, и благодаря этому они способны к эффективному взаимодействию со всеми участниками инновационного процесса. То есть сетевое предприятие функционирует не автономно (как обычное рыночное предприятие), реагируя лишь на импульсы рынка, а как участник кооперационной сети инновационного характера, которая имеет определенную цель — получение принципиально нового продукта или технологии.
Успешная инновационная деятельность требует определенных макроэкономических предпосылок, совокупность которых в концентрированном виде выражает понятие — инновационный климат, представляющий собой комплекс условий, необходимых для интенсивной инвестиционной и инновационной деятельности. Он включает в себя обеспечение притока ресурсов в наукоемкие отрасли, развитие человеческого и информационного потенциала, расширение спроса на инновационные товары и технологии, доступность современной научно-технической, экономической и технологической информации, развитую патентную службу и непротиворечивое патентное законодательство, прозрачность и простоту патентных процедур и т.д.
В число макроэкономических предпосылок успешной инновационной политики и инновационной деятельности входят социальные предпосылки. Рост жизненного уровня широких слоев населения создает развитый внутренний рынок для инновационных изделий, который является непременной предпосылкой для последующего выхода с соответствующей продукцией на мировой рынок. Например, опыт Финляндии и Швеции показал, что даже узкий внутренний рынок, ориентированный в силу высокого жизненного уровня на инновационные, качественные продукты, может создавать сильные импульсы для развития информационных технологий и мобильных средств связи. То есть структура потребительского спроса имеет не меньшее значение, чем его масштабы. Таможенная и торговая политика может усиливать или, напротив, погашать инновационную ориентацию внутреннего спроса.