Аргентина. Эволюция нормативно-правовой базы.
К моменту принятия в 1935 г. первого сводного закона о финансовых институтах в Аргентине насчитывалось 12 иностранных банков. Они пользовались довольно широким влиянием в экономической жизни страны. Два их представителя вошли в Директорат учрежденного в том же году Центрального банка Республики Аргентина, в формировании капитала которого приняли участие государство и частные финансовые организации, включая иностранные.
Закон от 1935 г. не содержал каких-либо прямых положений, разграничивающих функции местных и зарубежныx кредитных институтов. Однако был введен так называемый принцип взаимности, в соответствии с которым выдача лицензий и спектр разрешаемых операций зависели от обязательства страны-инвестора предоставлять аналогичные права и аргентинским банкам. Учитывая сравнительно низкий международный рейтинг последних, наличие подобной оговорки могло блокировать внедрение иностранного капитала на аргентинский рынок финансовых услуг. Но реально ее применение в условиях высокой заинтересованности Аргентины в привлечении крупных иностранных капиталовложений было ограниченным, особенно в отношении банков тех стран, с которыми поддерживались интенсивные торгово-экономические отношения.
Вместе с тем, как показала последующая практика, расположенные на территории Аргентины зарубежные кредитные организации представляли собой изолированный, анклавный сегмент кредитного рынка. Они предпочитали держать свои активы за рубежом в форме депозитов, корреспондентских счетов, инвестиций в иностранные высоколиквидные ценные бумаги. Их деятельность концентрировалась в области финансирования внешнеторговых сделок фирм и компаний своих стран с Аргентиной. Ссуды местным предприятиям были не только ограничены по объемам и срокам, но и выделялись преимущественно тем из них, в поддержании платежеспособности которых были заинтересованы те же иностранные фирмы или банки. Подобная схема взаимоотношений серьезно препятствовала привлечению аргентинскими предпринимательскими кругами дополнительных ресурсов не только для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, но и для пополнения оборотного капитала.
Попытка скорректировать сложившуюся ситуацию была предпринята в ходе банковской реформы 1946 г. Были приняты соответствующие нормативные акты, содержащие требование о реальном переводе материнским банком средств в учреждаемый в Аргентине филиал и о непосредственном участии последнего в формировании и развитии внутреннего рынка финансовых услуг. Конкретный объем капитала при открытии филиала устанавливался ЦБРА в каждом отдельном случае, в том числе и с учетом введенного в 1935 г. принципа взаимности.
Дальнейшая разработка положения о повышении вклада действующих в стране иностранных банков в развитие национальной экономики нашла отражение в модифицированном варианте закона о банках от 1957 г. В его новой редакции предусматривалось, что учреждаемые зарубежные кредитные организации обязуются наряду с привлечением в Аргентину дополнительных капиталовложений способствовать и расширению аргентинского экспорта.
По состоянию на конец 60-х годов в Аргентине функционировали 14 иностранных банков из одиннадцати стран, преимущественно США, Канады и Западной Европы. На их долю приходилось, примерно, 14% суммы депозитов, 11% кредитного портфеля и 13% объема капитала и резервов аргентинской банковской системы по сравнению, соответственно, с 21, 20 и 19% в 1925 г. Относительное снижение удельного веса было вызвано не столько наличием отмеченных выше некоторых ограничительных положений непосредственно в банковской сфере, сколько общими тенденциями в экономической и валютно-финансовой политике страны.