О природе эмиссионных ресурсов центральных банков.
Вопросы природы эмиссионных денежных ресурсов центральных банков имеют большое теоретическое и прикладное значение. Не исследовав глубоко и всесторонне эту ключевую проблему современной теории денег, кредита и банков, вряд ли можно раскрыть подлинную социально-экономическую роль денежной эмиссии, осуществляемой национальными центральными банками в безналичной и наличной форме, в рыночном хозяйстве. Без такого анализа трудно четко определить объективные экономические границы и эффективность эмиссионно-денежной политики центральных банков, исследовать влияние их денежной эмиссии на уровень стабильности внутренних цен на обычные товары и услуги производственно-технического и потребительского характера, денежные, финансовые, кредитные и страховые услуги, а также наметить и научно обосновать основные пути совершенствования эмиссионно-денежного механизма центральных банков и управления их собственными капиталами (фондами), пассивами и активами.
Экономическое содержание эмиссионных ресурсов.
Важнейшим видом денежных ресурсов центральных банков являются наличные деньги (банкноты и монеты), функционирующие во внутреннем обращении той или иной страны, т.е. находящиеся за пределами национальных эмиссионных институтов — в оборотных (расходных) кассах и сейфах предприятий государственного, реального и финансового секторов национальной экономики, казначейства (министерства финансов), федеральных и местных органов власти, министерств и ведомств, некоммерческих общественных организаций и на руках у населения. Именно за счет выпуска в обращение банкнот эмиссионные банки получают подавляющую часть своих денежных ресурсов, в то время как депозиты коммерческих банков, государства, международных экономических организаций и иностранных центральных банков-корреспондентов занимают второстепенное место в совокупных пассивах центральных банков. В большинстве цивилизованных стран удельный вес эмиссионных ресурсов центральных банков в их совокупных пассивах колеблется в пределах от 54 до 85%. В России доля наличных денег в общей денежной массе в конце 90-х гг. превысила 44%. Тогда, по некоторым оценкам, почти половина денег обращалась вне коммерческих банков, являясь ресурсом Центрального банка РФ. Однако природа, формы и свойства эмиссионных ресурсов центральных банков практически не исследованы в зарубежной и отечественной специальной экономической литературе, что в значительной мере усложняет управление совокупными пассивами и активами указанных банковских институтов.
Некоторые российские ученые-экономисты вообще отрицают возможность использования центральными банками денег в обращении в качестве своих денежных ресурсов. Так, A. M. Косой пишет: «При эмиссии банкнот центральным банком образуются деньги, имеющие свойство платежного обязательства, а имущественного права временного владения и распоряжения эмитированными банкнотами у центрального банка нет. Поэтому эмиссия банкнот не порождает ресурса центрального банка. Для того чтобы приобрести характер ресурса, эмитированные банкноты должны пройти стадии распределения и перераспределения национального дохода, привлекаясь в виде вкладов и депозитов на банковские счета».
Данная точка зрения представляется недостаточно корректной и обоснованной. Действительно, в результате осуществления Центральным банком налично-денежной (банкнотной) эмиссии во внутреннем денежном обращении страны образуются наличные деньги, функционирующие в качестве средства обращения, платежа и накопления (сбережения). Верно и то, что центральный банк не имеет права собственности на наличные деньги, находящиеся на руках у институциональных единиц различных секторов национальной экономики. Но отсюда еще не следует, что банкнотная эмиссия не порождает денежный ресурс центрального банка.
В современных условиях налично-денежная эмиссия носит финансово-кредитный характер, поскольку наличные деньги — банкноты и монеты - выпускаются в обращение центральными банками в процессе рефинансирования коммерческих банков, а в некоторых странах и в порядке кредитования и финансирования бюджетных расходов государства посредством предоставления ему прямых денежных кредитов и путем приобретения, как правило, на вторичном рынке кратко-, средне- и долгосрочных правительственных ценных бумаг. Иногда правительственные ценные бумаги могут приобретаться центральными банками и на первичном фондовом рынке, а это, по существу, одна из скрытых форм кредитного финансирования государственных расходов. Так, в ст. 22 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты правительству для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
В отдельных странах объектами фондовых операций центральных банков могут быть также муниципальные, корпоративные и ипотечные ценные бумаги наряду с правительственными ценными бумагами. В разные годы центральными банками Германии, Швейцарии, Японии и других стран с активным платежным балансом практиковался также выпуск наличных денег в обращение под прирост официальных государственных золотовалютных резервов. Примерно такой же эмиссионно-денежный механизм функционирует и в нашей стране, поскольку в настоящее время ЦБ РФ выпускает в обращение наличные деньги главным образом в процессе покупки долларов США на внутреннем валютном рынке, поступающих в страну в виде валютной выручки от продажи за границей энергоносителей, черных и цветных металлов, химических удобрений и других экспортных товаров. Операции же по централизованному рефинансированию коммерческих банков по линии Банка России, а также его операции с ценными бумагами на открытом рынке пока развиты слабо.