О перспективах валютно-финансовой интеграции на постсоветском пространстве.
В наше время капитал занял ключевое место среди факторов, определяющих состояние государства и общества. Обусловленная технологической революцией конца XX в. относительная дешевизна создания инфраструктуры перемещения капитала — финансовых рынков - естественным образом выдвигает на первый план государственной интеграции валютно-финансовые проекты.
Низкие затраты и эффективность такого старта интеграции территорий, столетия составлявших одно государство, с самого начала распада СССР стимулировали координирующие органы предпринимать шаги именно в этом направлении. Однако в начальный период - 1991-1996 гг. - валютно-финансовая интеграция не дала ожидаемых результатов главным образом потому, что тогда происходил непростой процесс введения в обращение национальных валют, формирования различных органов управления экономикой и финансами, а также создания прообразов национальных финансовых рынков, сопровождавшийся во всех государствах СНГ кризисными явлениями.
В новом тысячелетии начался очередной штурм этой вершины. 25 апреля 2003 г. Совет глав правительств СНГ одобрил разработанную ММВБ концепцию создания объединенного валютного пространства, позволяющего с минимальными издержками создать единый валютный рынок стран СНГ. Суть проекта заключалась в запуске механизма взаимодействия центральных/национальных банков и валютных/универсальных бирж СНГ, представляющего возможность коммерческим банкам стать непосредственными участниками объединенного валютного пространства. Привлекательность такого механизма для всех сторон обеспечивалась:
- снижением присущего валютообменным операциям финансового риска, достигаемого путем использования существующих систем биржевого риск-менеджмента;
- обеспечением стабильности валютных курсов за счет непосредственного участия в торговле центральных/национальных банков;
- сокращением конверсионных издержек путем исключения третьих, посреднических, валют и образования узких спрэдов за счет вовлечения в торговлю всех заинтересованных субъектов.
Аналогичную работу с отставанием на три года проводят координирующие органы ЕврАзЭС. Однако, несмотря на энергичную деятельность бирж стран СНГ, а также на полученное на уровне правительств одобрение, в прошедшем году не произошло заметного продвижения в данном направлении.
Говоря о причинах такого развития событий, нельзя не отметить изменения политического вектора интеграции в 2002 г., выражающиеся в количественном составе и качественном характере интегрирующихся сторон. Проект И BP был изначально ориентирован на двенадцать стран СНГ. Сегодня же реальностью стал переход от «пятерки» к «четверке». В сентябре 2003 г. в Ялте в рамках Саммита президентов России, Беларуси, Казахстана и Украины было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства, в котором основное внимание уделяется валютно-финансовой интеграции, согласованию денежно-кредитной и валютно-финансовой политики четырех государств. Одним из главных направлений формирования Единого экономического пространства названо создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников.