Реализация системы оценки экономический эффективности в банке: центры прибыли, продукты, клиенты.

В условиях, когда одни центры прибыли являются «донорами» (привлекают ресурсы), а другие - «потребителями» (размещают ресурсы), необходимо разделять процентную маржу между операциями по привлечению и размещению ресурсов. Для этого в банке принят метод «общей корзины»: все привлекаемые ресурсы покупаются казначейством и продаются центрам прибыли для размещения. В условиях узости национального финансового рынка и несбалансированности стоимости ресурсов казначейство выкупает ресурсы не по рыночным котировкам, а по цене привлечения плюс фиксированная маржа (1—1,5% годовых), что и определяет внутреннюю цену покупки ресурсов казначейством (этот метод не является наилучшим, поскольку не стимулирует центры прибыли привлекать ресурсы как можно дешевле, но он работает, если цена привлечения для однотипных ресурсов нормируется для всех центров прибыли и ее изменение контролируется тарифным комитетом).

Внутренняя цена продажи ресурсов казначейством рассчитывается как средневзвешенная цена всей корзины (в разрезе валюта и тенге), при этом ресурсы учитываются по внутренней цене покупки плюс сопутствующие расходы по ресурсам, привлеченным непосредственно казначейством, и расходы казначейства, связанные с управлением ликвидностью (исключение составляют целевые ресурсы, к которым относятся целевые ресурсы под конкретные кредиты, ресурсы для ликвидных активов центров прибыли и казначейства: касса, корсчета, овердрафты, ликвидные ценные бумаги, краткосрочное межбанковское размещение).

При структурировании размещения ресурсов учитываются требования по ликвидности и резервированию Национального банка и комитета по управлению активами и пассивами банка. В случае недоразмещения привлеченных кредитных ресурсов казначейство временно размещает их в свои активы и возникающий убыток включается в его финансовый результат отдельной строкой.

Казначейство отвечает за управление ГЭПом, но в банке еще не внедрен механизм котировки стоимости продаваемых кредитных ресурсов в зависимости от срока размещения (что позволит компенсировать возможные риски казначейства по разрывам в сроках привлечения и размещения). Это связано, в основном, с тем, что процентные ставки по кредитам еще слабо диверсифицированы по срокам размещения.

Взаиморасчеты между казначейством и центрами прибыли не осуществляются ежедневно (т.е. не реализован механизм ежедневных котировок внутренних процентных ставок), так как это требует внедрения специализированной информационной системы и работы по рыночным межбанковским котировкам процентных ставок, которые не отражают реальной стоимости ресурсов банка.

Свободный капитал банка также выставляется на продажу по инвестиционной доходности, но доходы от его использования не включаются в финансовый результат казначейства (при переходе банка от использования прибыли в качестве основного интегрального показателя к использованию возвратности на капитал (ROE), что потребует распределения капитала банка между центрами прибыли, данный ресурс будет исключен из взаиморасчетов между казначейством и центрами прибыли).

Для целей ранжирования филиалов с учетом комплекса показателей, по которым оценивается их деятельность, введена система сравнительных рейтингов филиалов банка на основе расчета индекса комплексной оценки, представляющего собой отношение фактической прибыли филиала к его ожидаемой прибыли, которая рассчитывается как взвешенная сумма ожидаемых прибылей по каждому из оцениваемых факторов (показателей). Ожидаемая прибыль по определенному фактору определяется из предположения, что данный фактор равен среднему по всем филиалам, а все остальные факторы, влияющие на прибыль, остаются неизменными.

Таким образом, индекс комплексной оценки показывает, как отработал филиал в сравнении со средним филиалом с учетом всех значимых факторов (показателей), условно говоря - во сколько раз лучше (для среднего филиала индекс равен 1). Набор факторов оценки и их веса можно менять в зависимости от бизнес-приоритетов и поставленных целей на планируемый период — например, в набор факторов банком включены: прибыль, прибыль на одного сотрудника, тенденция роста прибыли, активы (объем, тенденция роста, рыночная позиция), клиенты (количество, тенденция роста, рыночная позиция).

Система внутренней оценки экономической эффективности в банке не может не меняться, поскольку изменяются условия ведения бизнеса и требования к ней, однако правила игры должны быть неизменными в течение планируемого периода (обычно — год). И последнее, на что стоит обратить внимание. Работа по поддержанию такой системы, которой в нашем банке занимаются сотрудники департамента финансового контроля, обычно вызывает перманентную критику и одновременно поверхностное понимание механизма расчетов, поэтому надо уметь донести идеологию системы до каждого вовлеченного в процесс сотрудника—а вовлечен весь банк.

Л. Возлюбленная

Стр.:  1 | 2 | 3

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

27 февраля 2021 г.
14:21До конца года будет завершено строительство юго-западного участка БКЛ
13:14Чистая прибыль "Ленэнерго" по РСБУ в 2020 году выросла на 4,3%
13:14Чистая прибыл "Ленэнерго" по РСБУ в 2020 году выросла на 4,3%
12:27Fitch подтвердило рейтинг Украины
11:52Форум "Российская энергетическая неделя" может быть проведен 13- 16 октября
11:39В прошлом году ВВП Латвии снизился на 3,6%
11:18За сутки в России выявлено более 11,5 тыс. новых случаев COVID-19
10:45Число выявленных заражений коронавирусом в мире превысило 113,4 млн
10:36Квартальный убыток Virgin Galactic увеличился на 2%
10:17Россия предлагает Испании рассмотреть возможность закупки российского водорода
09:52"Группа Ренессанс страхование" в 2020 году увеличила чистую прибыль на 3%
09:31Несмотря на введение квоты спрос на поставку зерна из РФ остается высоким
09:23Рост экономики Индии в третьем финансовом квартале составил 0,4%, слабее прогноза
09:02ЦБ РФ установил курс доллара США с 27 февраля в размере 74,4373 руб., евро - 90,3743 руб.
26 февраля 2021 г.
20:14Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 26 февраля снижается