Реализация системы оценки экономический эффективности в банке: центры прибыли, продукты, клиенты.

В условиях, когда одни центры прибыли являются «донорами» (привлекают ресурсы), а другие - «потребителями» (размещают ресурсы), необходимо разделять процентную маржу между операциями по привлечению и размещению ресурсов. Для этого в банке принят метод «общей корзины»: все привлекаемые ресурсы покупаются казначейством и продаются центрам прибыли для размещения. В условиях узости национального финансового рынка и несбалансированности стоимости ресурсов казначейство выкупает ресурсы не по рыночным котировкам, а по цене привлечения плюс фиксированная маржа (1—1,5% годовых), что и определяет внутреннюю цену покупки ресурсов казначейством (этот метод не является наилучшим, поскольку не стимулирует центры прибыли привлекать ресурсы как можно дешевле, но он работает, если цена привлечения для однотипных ресурсов нормируется для всех центров прибыли и ее изменение контролируется тарифным комитетом).

Внутренняя цена продажи ресурсов казначейством рассчитывается как средневзвешенная цена всей корзины (в разрезе валюта и тенге), при этом ресурсы учитываются по внутренней цене покупки плюс сопутствующие расходы по ресурсам, привлеченным непосредственно казначейством, и расходы казначейства, связанные с управлением ликвидностью (исключение составляют целевые ресурсы, к которым относятся целевые ресурсы под конкретные кредиты, ресурсы для ликвидных активов центров прибыли и казначейства: касса, корсчета, овердрафты, ликвидные ценные бумаги, краткосрочное межбанковское размещение).

При структурировании размещения ресурсов учитываются требования по ликвидности и резервированию Национального банка и комитета по управлению активами и пассивами банка. В случае недоразмещения привлеченных кредитных ресурсов казначейство временно размещает их в свои активы и возникающий убыток включается в его финансовый результат отдельной строкой.

Казначейство отвечает за управление ГЭПом, но в банке еще не внедрен механизм котировки стоимости продаваемых кредитных ресурсов в зависимости от срока размещения (что позволит компенсировать возможные риски казначейства по разрывам в сроках привлечения и размещения). Это связано, в основном, с тем, что процентные ставки по кредитам еще слабо диверсифицированы по срокам размещения.

Взаиморасчеты между казначейством и центрами прибыли не осуществляются ежедневно (т.е. не реализован механизм ежедневных котировок внутренних процентных ставок), так как это требует внедрения специализированной информационной системы и работы по рыночным межбанковским котировкам процентных ставок, которые не отражают реальной стоимости ресурсов банка.

Свободный капитал банка также выставляется на продажу по инвестиционной доходности, но доходы от его использования не включаются в финансовый результат казначейства (при переходе банка от использования прибыли в качестве основного интегрального показателя к использованию возвратности на капитал (ROE), что потребует распределения капитала банка между центрами прибыли, данный ресурс будет исключен из взаиморасчетов между казначейством и центрами прибыли).

Для целей ранжирования филиалов с учетом комплекса показателей, по которым оценивается их деятельность, введена система сравнительных рейтингов филиалов банка на основе расчета индекса комплексной оценки, представляющего собой отношение фактической прибыли филиала к его ожидаемой прибыли, которая рассчитывается как взвешенная сумма ожидаемых прибылей по каждому из оцениваемых факторов (показателей). Ожидаемая прибыль по определенному фактору определяется из предположения, что данный фактор равен среднему по всем филиалам, а все остальные факторы, влияющие на прибыль, остаются неизменными.

Таким образом, индекс комплексной оценки показывает, как отработал филиал в сравнении со средним филиалом с учетом всех значимых факторов (показателей), условно говоря - во сколько раз лучше (для среднего филиала индекс равен 1). Набор факторов оценки и их веса можно менять в зависимости от бизнес-приоритетов и поставленных целей на планируемый период — например, в набор факторов банком включены: прибыль, прибыль на одного сотрудника, тенденция роста прибыли, активы (объем, тенденция роста, рыночная позиция), клиенты (количество, тенденция роста, рыночная позиция).

Система внутренней оценки экономической эффективности в банке не может не меняться, поскольку изменяются условия ведения бизнеса и требования к ней, однако правила игры должны быть неизменными в течение планируемого периода (обычно — год). И последнее, на что стоит обратить внимание. Работа по поддержанию такой системы, которой в нашем банке занимаются сотрудники департамента финансового контроля, обычно вызывает перманентную критику и одновременно поверхностное понимание механизма расчетов, поэтому надо уметь донести идеологию системы до каждого вовлеченного в процесс сотрудника—а вовлечен весь банк.

Л. Возлюбленная

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%