Реализация системы оценки экономический эффективности в банке: центры прибыли, продукты, клиенты.

В условиях, когда одни центры прибыли являются «донорами» (привлекают ресурсы), а другие - «потребителями» (размещают ресурсы), необходимо разделять процентную маржу между операциями по привлечению и размещению ресурсов. Для этого в банке принят метод «общей корзины»: все привлекаемые ресурсы покупаются казначейством и продаются центрам прибыли для размещения. В условиях узости национального финансового рынка и несбалансированности стоимости ресурсов казначейство выкупает ресурсы не по рыночным котировкам, а по цене привлечения плюс фиксированная маржа (1—1,5% годовых), что и определяет внутреннюю цену покупки ресурсов казначейством (этот метод не является наилучшим, поскольку не стимулирует центры прибыли привлекать ресурсы как можно дешевле, но он работает, если цена привлечения для однотипных ресурсов нормируется для всех центров прибыли и ее изменение контролируется тарифным комитетом).

Внутренняя цена продажи ресурсов казначейством рассчитывается как средневзвешенная цена всей корзины (в разрезе валюта и тенге), при этом ресурсы учитываются по внутренней цене покупки плюс сопутствующие расходы по ресурсам, привлеченным непосредственно казначейством, и расходы казначейства, связанные с управлением ликвидностью (исключение составляют целевые ресурсы, к которым относятся целевые ресурсы под конкретные кредиты, ресурсы для ликвидных активов центров прибыли и казначейства: касса, корсчета, овердрафты, ликвидные ценные бумаги, краткосрочное межбанковское размещение).

При структурировании размещения ресурсов учитываются требования по ликвидности и резервированию Национального банка и комитета по управлению активами и пассивами банка. В случае недоразмещения привлеченных кредитных ресурсов казначейство временно размещает их в свои активы и возникающий убыток включается в его финансовый результат отдельной строкой.

Казначейство отвечает за управление ГЭПом, но в банке еще не внедрен механизм котировки стоимости продаваемых кредитных ресурсов в зависимости от срока размещения (что позволит компенсировать возможные риски казначейства по разрывам в сроках привлечения и размещения). Это связано, в основном, с тем, что процентные ставки по кредитам еще слабо диверсифицированы по срокам размещения.

Взаиморасчеты между казначейством и центрами прибыли не осуществляются ежедневно (т.е. не реализован механизм ежедневных котировок внутренних процентных ставок), так как это требует внедрения специализированной информационной системы и работы по рыночным межбанковским котировкам процентных ставок, которые не отражают реальной стоимости ресурсов банка.

Свободный капитал банка также выставляется на продажу по инвестиционной доходности, но доходы от его использования не включаются в финансовый результат казначейства (при переходе банка от использования прибыли в качестве основного интегрального показателя к использованию возвратности на капитал (ROE), что потребует распределения капитала банка между центрами прибыли, данный ресурс будет исключен из взаиморасчетов между казначейством и центрами прибыли).

Для целей ранжирования филиалов с учетом комплекса показателей, по которым оценивается их деятельность, введена система сравнительных рейтингов филиалов банка на основе расчета индекса комплексной оценки, представляющего собой отношение фактической прибыли филиала к его ожидаемой прибыли, которая рассчитывается как взвешенная сумма ожидаемых прибылей по каждому из оцениваемых факторов (показателей). Ожидаемая прибыль по определенному фактору определяется из предположения, что данный фактор равен среднему по всем филиалам, а все остальные факторы, влияющие на прибыль, остаются неизменными.

Таким образом, индекс комплексной оценки показывает, как отработал филиал в сравнении со средним филиалом с учетом всех значимых факторов (показателей), условно говоря - во сколько раз лучше (для среднего филиала индекс равен 1). Набор факторов оценки и их веса можно менять в зависимости от бизнес-приоритетов и поставленных целей на планируемый период — например, в набор факторов банком включены: прибыль, прибыль на одного сотрудника, тенденция роста прибыли, активы (объем, тенденция роста, рыночная позиция), клиенты (количество, тенденция роста, рыночная позиция).

Система внутренней оценки экономической эффективности в банке не может не меняться, поскольку изменяются условия ведения бизнеса и требования к ней, однако правила игры должны быть неизменными в течение планируемого периода (обычно — год). И последнее, на что стоит обратить внимание. Работа по поддержанию такой системы, которой в нашем банке занимаются сотрудники департамента финансового контроля, обычно вызывает перманентную критику и одновременно поверхностное понимание механизма расчетов, поэтому надо уметь донести идеологию системы до каждого вовлеченного в процесс сотрудника—а вовлечен весь банк.

Л. Возлюбленная

Стр.:  1 | 2 | 3

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

28 ноября 2020 г.
17:52Банки фиксируют снижение спроса на валютные вклады
16:44Россияне урезают новогодние подарочные бюджеты
15:36Кудрин: вторая волна пандемии может обострить проблему безработицы
14:47В Лондоне возобновились переговоры о соглашении между Британией и ЕС
13:43Московские рестораны потеряли от 10% до 50% выручки из-за запрета на ночную работу
12:52Правительство расширило полномочия Ростуризма
12:21В Белоруссии утверждена антиинфляционная программа на 2021-2023 годы
12:03Amazon.com выплатит сотрудникам за работу в праздничный период бонусы на сумму $500 млн
11:41За последние 20 лет запасы пресной воды на планете сократились более чем на 20% - ФАО
11:23Минсельхоз с 2021 года введет информационную систему цифровых сервисов АПК
11:09В России суточный прирост новых случаев заражения COVID-19 составил 27,1 тыс.
10:55Чистый убыток "Иркута" по МСФО в 1-м полугодии вырос до 17,4 млрд руб.
10:26Неформальная встреча министерского комитета ОПЕК+ перенесена на воскресенье
10:04Профицит торгового баланса Мексики в октябре составил рекордные $6,22 млрд
09:52Банк "Открытие" передаст "Трасту" пакет акций ВТБ на рыночных условиях