Инвестиционный климат в странах СНГ.
Эксперты отмечают, что деловая среда в Азербайджане неоднозначна: с одной стороны, прозрачная и эффективная система отношений в нефтяном секторе, регулируемая соглашениями о разделе продукции с иностранными инвесторами, с другой стороны, атмосфера неясности и нестабильности во всех остальных секторах. Главные факторы, негативно влияющие на нефтяной сектор азербайджанской экономики, - слабая инфраструктура (особенно перебои со снабжением электричеством), недостаточно развитая система финансовых посредников, слабость системы законодательства и регулирования, сложные требования по лицензированию и коррупция в налоговых и таможенных органах.
В Казахстане, несмотря на стабильное улучшение законодательных условий для развития рыночной экономики и создание современного налогового кодекса, сохраняются дублирующие друг друга и часто неоправданно громоздкие процедуры в сфере регулирования и контроля, особенно в малом бизнесе. Велико влияние крупных финансово-промышленных групп. Иностранные эксперты выделили ряд моментов, ухудшающих инвестиционный климат: закон об инвестициях, который ограничивает право на обращение к международному арбитражу; жесткое законодательство по трансфертным ценам; система квотирования числа иностранных граждан, занятых на предприятиях; требования по национальному происхождению содержимого производимых товаров; публичная кампания правительства по пересмотру контрактов с зарубежными нефтяными компаниями. Результатом стало то, что ПИИ в сфере услуг и малом бизнесе оказались крайне незначительными, поскольку небольшие предприятия промышленности и сферы услуг не могут бороться с жестким давлением со стороны государства с тем же успехом, что и крупные нефтяные ТНК.
Согласно опросу зарубежных менеджеров, проведенному в 2001 г., основными причинами для отказа от ведения дел в России были: нестабильная налоговая среда и регулирование; слабая законодательная защита и ограниченные возможности для маневра в сфере экономики и политики; преступность; ненадежность поставщиков; коррупция. С тех пор наметился заметный прогресс в проведении структурных реформ, что способствовало повышению интереса иностранных инвесторов к российским активам, но коренного перелома, необходимого для устойчивого роста капиталовложений производственного характера, пока не произошло. ПИИ в России остаются относительно небольшими, основной рост инвестиций достигается за счет кредитов. Значительную пользу с точки зрения улучшения инвестиционного климата, по мнению зарубежных экспертов, принесли недавние реформы налогового режима, который до этого считался самым большим препятствием на пути инвестиций. Другими ключевыми мерами, воздействие которых также было благотворным, можно считать реформу государственного управления, преобразования в банковском секторе, судопроизводстве, ТЭК, а также действия по вступлению РФ в ВТО. Все они находятся на разных стадиях развития и могут потребовать длительного периода времени для своей реализации, но эти действия, безусловно, способны существенно повлиять на восприятие России западными инвесторами.
В 2001 г. ЕБРР охарактеризовал законодательную среду и регулирование в Туркменистане как неадекватные для обеспечения инвестиций из-за неясности законов, которые сильно зависят от того, кто и как их применяет; чрезмерного регулирования бизнеса; неприменения международных стандартов отчетности. Недостаточно четкая институциональная структура проведения приватизации стала главным препятствием на пути привлечения иностранных инвесторов. Слабый прогресс в ходе приватизации можно списать и еще на целый ряд факторов, включая ограниченное число предприятий, доступных для покупки, и тот факт, что большинство из них убыточны или вообще не работают, используют устаревшие технологии и представляют собой мелкие компании в сфере торговли и обслуживания. Кроме того, правительство весьма неохотно идет на приватизацию промышленных предприятий. В тех немногих случаях, когда это все-таки происходило, государство всегда настаивало на сохранении контрольного пакета акций.