Анализ направлений развития внешнеэкономической деятельности российских ФПГ.
В конце 1996 г. была внесена в реестр "Транснациональная алюминиевая компания "ТАНАКО" (г. Красноярск), в состав которой вошло 21 предприятие.
К концу 1996 г. более 30 инициативных групп в России и других странах СНГ объявили о своем желании создать межгосударственные финансово-промышленные группы.
Однако масштабы транснациональной деятельности российских финпромгрупп, проводимой по второму, неформальному направлению, пока значительно больше.
Действительно, как уже отмечалось, развертывание процессов интеграции банковского и промышленного капитала находит свое проявление как в "легальных" формах официально регистрируемых финансово-промышленных групп, так и в тех случаях, когда формально подобные образования не регистрируются. Это имеет свое отношение и к аспекту транснационализации экономической деятельности. Если формально зарегистрированы в качестве транснациональных или межгосударственных ФПГ "Интеррос", "Нижегородские автомобили", "Точность", "ТАНАКО", то давно уже действуют, являясь транснациональными по своей сути и масштабам деятельности, такие мощные комплексы, как РАО "Газпром", РАО "ЕЭС" и др. Реализуя свои проекты транснациональной деятельности в рамках СНГ, РАО "Газпром", например, образовал концерн "Сталь - трубы - газ" с Харцызским трубным заводом и рядом других предприятий Донецкой области Украины.
Характерно, что масштабы транснациональной деятельности, в частности, РАО "Газпром", существенно больше, чем у названных официально зарегистрированных ТФПГ. Эти группы исторически возникли, начали действовать и развиваться раньше, чем указанные, официально внесенные в реестр ФПГ.
Развивая свою внешнеэкономическую деятельность, ведущие российские финансово-промышленные группы могут трансформироваться в реальные и мощные транснациональные ФПГ (не только по официально зарегистрированному титулу, но и по существу).
Проведенный анализ некоторых аспектов внешнеэкономической деятельности РФ и роли, которую играют или могли бы играть в этой деятельности банки и ФПГ, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, несмотря на мощнейший кризис всей экономики и потерю былых позиций в мировой торговле, Россия все еще сохраняет значительный экспортный потенциал, причем не юлько в добывающих отраслях, но и в сфере высоких технологий.
Во-вторых, хрупкие и быстро слабеющие "очаги" ценных видов производств наукоемкой, интеллектуальной, высокотехнологичной и действительно конкурентоспособной на мировом рынке продукции не выживут, не разовьются и тем более не смогут реализовать свой потенциал в сфере внешнеэкономической деятельности без поддержки государства и сотрудничества с передовыми банками, поскольку их неудачи на рынках во многом связаны с отсутствием опыта в области финансового менеджмента и незнания финансовых технологий.
В-третьих, некоторые банки, а также зарегистрированные и "неформальные" ФПГ вместе и порознь начали довольно успешную внешнеэкономическую деятельность. Они уже сейчас играют довольно заметную роль во внешнеэкономической деятельности РФ, и имеется очевидная тенденция к увеличению этой роли.
Однако, в-четвертых, внешнеэкономическая деятельность российских ФПГ могла быть более успешной, если бы, учитывая специфику современного периода перед вступлением России в ВТО, они исходили из активной диверсификации своей внешнеэкономической деятельности (как в товарном разрезе, гак и с точки зрения географической структуры).
Обязательным условием при этом является использование самых современных форм международного маркетинга.
Успешное освоение инструментария этого маркетинга и освоение новых товарных и региональных рынков позволило бы, в-пятых, перейти к осуществлению прямых инвестиций за рубежом и, тем самым, к реальной транснационализации своей экономической деятельности.
В этом смысле интеграция банковского и промышленного капитала в российском бизнесе смогла бы достичь своей высшей — транснациональной ступени.