Анализ направлений развития внешнеэкономической деятельности российских ФПГ.
Несомненный интерес представляет и деятельность ТФПГ "Нижегородские автомобили". Эта группа была внесена в реестр ФПГ 4 апреля 1995 г. и в том же году получила статус транснациональной.
В концептуальном плане создание ФПГ "Нижегородские автомобили" было ориентировано на то, чтобы, реализовав на первом этапе программу развития базового предприятия (АООТ "Горьковский автомобильный завод") с целью накопления прибыли от продаж автотранспортной техники повышенного спроса (полуторатонный грузовой автомобиль и его модификации, дизельные и бензиновые двигатели, специализированные автомобили на базе легкового автомобиля среднего класса), затем использовать ее как мультипликационный фактор в развитии смежных отраслей. В числе таких смежных отраслей — электротехническая, химическая, нефтеперерабатывающая (в этих отраслях работает примерно половина участников ФПГ).
При подготовке проекта ФПГ были проделаны серьезные маркетинговые исследования. В частности, было рассчитано, что общая годовая потребность в отечественных полуторатонных автомобилях составляет 150—200 тыс. ед., а общая годовая потребность парка России и стран СНГ в грузовых автомобилях малой грузоподъемности — 2 млн. ед. Именно ориентация на эти "ниши" в автомобилестроении и была заложена в инвестиционную программу данной ФПГ.
В рамках ФПГ "Нижегородские автомобили" на достаточно высоком уровне развития находятся кооперационные связи, которые замыкаются главным образом на базовом предприятии группы. Хотя основная часть предприятий группы — российские, кооперационные связи не ограничиваются рамками России и даже СНГ. В частности, АО "РАФ" (Латвия) получает 77 позиций готовых деталей и узлов от АООТ "Горьковский автомобильный завод". Предприятия Украины (ПО "Белоцерковщина", ГП "Черниговский завод карданных валов") поставляют базовому предприятию ФПГ автошины и карданные валы. Получая от АООТ "Горьковский автомобильный завод" шасси, АО "Кыргызский автомобильный завод" поставляет, в свою очередь, радиаторы охлаждения. В качестве генерального дилера выступает АО "Автосельхозмашхолдинг".
Безусловным свидетельством позитивного развития экономического взаимодействия в рамках ФПГ "Нижегородские заводы" является стабильное финансово-хозяйственное положение большинства предприятий группы, что очень симптоматично на фоне общего кризисного положения преобладающей части промышленных предприятий России, Белоруссии, Украины, Киргизии, Таджикистана, а также и многих латвийских предприятий.
В области внешнеэкономической деятельности, несмотря на то, что удалось найти и использовать свою "нишу" (полуторатонных автомобилей), ФПГ "Нижегородские автомобили" стоит перед весьма сложными проблемами, связанными с острейшей конкуренцией на мировом автомобильном рынке. Это связано как с совершенствованием двигателей полуторатонного автомобиля, так и с перспективными проектами сборки современного лицензионного легкового автомобиля среднего класса с последующим использованием деталей, узлов и агрегатов отечественного производства. В современных условиях ФПГ "Нижегородские автомобили" поставляет на экспорт грузовые и легковые автомобили, самосвалы, автобусы, спецавтомобили, рефрижераторные прицепы.