Фондовые рынки США и России.
Роль, место и значение законодательства США о ценных бумагах 1933—1934 гг. стали активно обсуждаться американской общественностью и деловым миром Америки еще тогда, когда начинала формироваться политика "нового курса". Показательно, что обычно внимание комментаторов фондового законодательства концентрировалось на деятельности Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам.
Отдельные негативные оценки как американских законов о рынке ценных бумаг в целом, так и деятельности Комиссии уже в 1930-е годы буквально терялись среди положительных отзывов. В дальнейшем подобная ситуация практически не претерпела существенных изменений.
Члены Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам, непосредственно участвовавшие в становлении фондового законодательства США в 1930-е годы, оценивали свою роль и место Комиссии скромно. Еще в 1934 г. Дж. Кеннеди заявил, что Комиссия приложит все усилия, чтобы возродить находящийся в плачевном состоянии рынок ценных бумаг.
Высокая активность Комиссии испугала некоторых ее членов. В 1939 г. Х. Джонсон обвинил четвертого председателя Комиссии Дж. Франка в том, что тот "своей революционной деятельностью расчищает путь нацистскому и фашистскому федеральному контролю почти всех сфер американской жизни". Дж. Франк обиженно парировал, что он стремился использовать силу федеральных властей в меньшей степени, нежели сам Х. Джонсон в ту эпоху, когда он руководил Национальной ассоциацией восстановления в 1933 — 1934 гг. и насаждал всюду, где мог, кодексы честной конкуренции, тогда как возглавляемая им Комиссия использует принуждение только в качестве последнего аргумента.
Кроме того, Дж. Франк несколько высокопарно заявил, что Америка будет ввергнута в ад, если произойдет отход от традиций деловой жизни, направленных на получение прибыли. В частной беседе с А. Берли он выразился еще откровеннее, заметив, что вся деятельность Комиссии ориентирована на сохранение общественной системы, основанной на признании принципов частной собственности и рыночной экономики.
Свою лепту в прорисовку публичного имиджа Комиссии внес и Дж. Кеннеди. Он сделал достоянием гласности свое предположение относительно того, что Комиссия посредством администрирования была призвана рационально организовать взаимоотношения между частными группами для достижения общественной стабильности. Кроме этого, Комиссия должна была положить конец существованию наиболее одиозных нравов фондового рынка, которые подрывали доверие общественности к экономическим и правительственным институтам. Как полагал Дж. Кеннеди, Комиссия выступала одновременно в качестве полицейского и покровителя и являлась двигателем реформ и одновременно средством защиты от более резких изменений. В качестве еще одной функции Комиссии ее первый председатель называл обеспечение внутреннего спокойствия инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, по его мнению, было очень важно как для нормализации деловой жизни в стране, так и для стабилизации общественно-политической ситуации. Следует признать, что в данном подходе неплохо прослеживается и роль Комиссии в регулировании экономики, и общая направленность фондового законодательства 1933 — 1934 гг.
Показательно, что и Дж. Кеннеди, в свое время не чуждавшийся спекуляций на Уолл-стрите, и Дж. Франк, слывший большим радикалом, высказывали практически совпадающие взгляды на роль Комиссии как инструмента упрочения именно частнособственнических устоев американского общества, признавая при этом провал попыток саморегулирования и неспособность частных предпринимателей обеспечить необходимую для дальнейшего роста капитализма общественную стабильность.
Выступая перед членами Ассоциации инвестиционных банков, Дж. Лэндис, в будущем второй председатель Комиссии, заявил, что сотрудничество с Комиссией является насущной необходимостью для этой организации, гак как если возглавляемой им структуре не удастся выполнить возложенные на нее функции, то на ее место скоро придут "совсем другие люди и методы их работы будут совсем другими".