Ведущие акции на фондовом рынке России на рубеже XIX—XX вв.
Последнее десятилетие XIX в. отмечено крупными успехами российской экономики, особенно в развитии промышленности, где в большом количестве возникали новые акционерные общества. К началу XX в. Россия уже достигла той ступени экономического развития, когда существенно выросла часть национального капитала, помещаемая в ценных бумагах промышленных компаний, и биржа становится одним из реальных механизмов финансирования предприятий. Основным рынком для промышленных ценных бумаг в России стала С.-Петербургская биржа, на которой суммарный объем операций насчитывал ежегодно сотни миллионов рублей.
Отраслевое распределение капиталов иллюстрирует статистика Ежегодника Министерства финансов. Ежегодник Министерства финансов за 1900 год содержит отчетные балансы 931 акционерного общества за 1898 г. Общий баланс активов всех промышленных предприятий, зафиксированных в Ежегоднике, составлял в 1898 г. 3,1 млрд руб. Причем из них 1,4 млрд составляло имущество и 0,7 млрд руб. — разного рода товары и материалы. Для сравнения, чистый национальный продукт России в 1898 г. составлял 10,3 млрд руб.
Не все отрасли промышленности были в равной степени представлены на С.-Петербургской бирже, где много дивидендных бумаг котировалось лишь номинально.
Регулярно попадали в биржевой бюллетень, прежде всего, акции коммерческих банков, металлургических и нефтяных предприятий.
В нашей работе внимание сосредоточено на промышленной группе ценностей, при этом отдельно рассматриваются группы металлургических и нефтяных предприятий.
Металлургия и металлообработка в конце XIX - начале XX в. стабильно оставалась одной из трех крупнейших акционированных отраслей производства.
Основная база металлургической промышленности России в начале XX в. — металлургия Юга — создавалась сразу в форме акционерных компаний. Южная металлургия возникла во многом в связи со строительством железных дорог в России, поэтому значительная часть прокатного оборудования заводов Юга предназначалась для производства рельсов и других железнодорожных материалов.
Прежде всего, большую роль в развитии транспортного машиностроения и производства рельсов, составлявших в 1882 г. 60% в общем объеме выпускаемой продукции заводами Юга, сыграл государственный спрос. Обеспечение спроса на продукцию поощряемых предприятий путем казенных и обязательных частных заказов являлось исходной мерой правительственной политики в форсировании развития транспортного машиностроения и рельсового производства. Эта исходная мера, подкреплявшаяся явными и скрытыми субсидиями для частичного покрытия высокой себестоимости продукции, оказывалась, тем не менее, недостаточной для достижения поставленных целей, поэтому правительство перешло к обеспечению предприятий значительной частью необходимых им капиталов путем государственного финансирования в многообразных формах. Среди видов государственного финансирования можно видеть казенные заказы (они же — скрытые субсидии); непосредственное участие в образовании капиталов (правительство приобретало целыми выпусками облигационные займы особо поддерживаемых заводов сначала за счет средств железнодорожного фонда, позднее за счет общебюджетных источников) и также долгосрочные ссуды.
Уже к 1879 г. в России насчитывалось пять паровозных, 12 вагонных и 8 рельсовых заводов. Насколько благоприятные условия были созданы, показывают доходы некоторых наиболее преуспевающих заводов. Так, Общество Коломенского завода (одно из крупнейших российских предприятий), не платившее в 1873-1875 гг. дивидендов, с 1876 по 1880 г. стало выплачивать от 12 до 20%, в среднем 15% дивидендов. Акционеры Общества Брянского завода в 1874-1880 гг. получали ежегодно 15% дивидендов.