Информационные сигналы, настроение биржи, поведение спекуляции.
Реакции биржи на поступающие информационные сигналы — классический сюжет в исследованиях фондовых рынков. Обобщая наблюдения биржевой прессы, можно выявить варианты воздействия «внешних» политических событий на настроение петербургской биржи в начале XX века. Выделяются три типа реакции биржи на события, зафиксированные в течение биржевого дня:
- настроение биржи не определялось внешними (политическими или экономическими) новостями;
- настроение биржи определялось внешними новостями;
- настроение биржи поначалу определялось характером новостей, но затем (в течение того же дня) изменилось, вернувшись к предшествующему уровню.
Можно предположить, что настроение биржи в целом не детерминировано характером политических и экономических новостей (и даже сводок с театра военных действий).
Когда возникает словосочетание «биржевая игра», невозможно не сказать об атмосфере, которая царила в биржевом собрании. Бесконечная циркуляция слухов и непроверенных сведений, «инсайдерская информация» наряду с намеренно запущенными «утками» — непременные атрибуты ежедневной биржевой жизни. В то же время на биржу постоянно поступают информационные сигналы, отражающие «внешние» события политической и экономической жизни страны и мира.
Попытаемся оценить влияние этих сигналов на настроение С.-Петербургской биржи на основе материалов второго издания «Биржевых ведомостей».
С этой целью обратимся к методу контент-анализа газетного материала. Этот метод ориентирован на формализованный анализ содержания изучаемых текстов. В текстовом материале выделяются обобщенные категории и индикаторы (смысловые единицы), а затем проводится подсчет частот их встречаемости. Полученные частоты используются для содержательной интерпретации изучаемого материала (в данном случае — биржевая хроника). Наша задача — выявить зависимость настроения биржи и поведения спекуляции от тех или иных информационных сигналов, поступивших на биржу. Рассмотрим привлекаемый нами газетный материал с точки зрения достоверности и полноты этого источника в контексте поставленных нами задач.
При оценке достоверности информации, помещавшейся в биржевом отделе, следует помнить о коммерческом характере «Биржевых ведомостей» и возможностях искажения сведений в связи с сотрудничеством руководства газеты с определенными финансовыми кругами. Не следует исключать и мотив личной заинтересованности владельца газеты в той или иной информации. Сравнение сведений, публиковавшихся в «Биржевых ведомостях», со сведениями из биржевых колонок других периодических изданий, показывает высокий уровень достоверности источника.
Собранный нами материал (таблицы, отражающие представленные в «Биржевых ведомостях» мнения о причинах колебания курса) охватывает два года (1904-1905 гг.) и содержит более 500 записей, представляющих собой воспроизведение кратких репортажей биржевого корреспондента изучаемого издания.
Для систематизации наблюдений биржевого хроникера мы создали аналитические группировки, представленные в виде таблиц, отражающих основные параметры, которые удалось выделить в анализируемом источнике.
В первую очередь нас интересовало настроение биржи и тенденции продаж (поведение спекуляции).
Методом контент-анализа газетных публикаций мы выделили четыре типа поведения спекуляции, отмечаемые биржевым корреспондентом:
1) реализация (акций);
2) «застой» (незначительный объем сделок);
3) требование, спрос на акции;
4) игра (наличие некоторого оживления, попытки повлиять на цены в ту или иную сторону, чаще всего — игра на повышение).