Российский фондовый рынок в начале ХХ века.
К началу Первой мировой войны Санкт-Петербургская фондовая биржа входила в число наиболее крупных фондовых бирж мира (заметно уступая при этом Лондону и Парижу). Изучение материалов по истории образования Фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, его функций и заведенного порядка биржевой торговли показывает, что главный российский рынок ценных бумаг акционерных компаний был достаточно зрелым, хотя и в большей мере регулировался государством, чем фондовые рынки в странах Западной Европы и Северной Америки начала XX в. Однако задачи анализа механизмов ее функционирования, выявления роли различных факторов, определявших характер курсовой динамики на Санкт-Петербургской бирже, долгое время оставались вне сферы внимания исследователей. Собранные нами данные о котировках ведущих акционерных компаний металлургической и нефтяной отраслей позволили реконструировать динамику курсов акций этих предприятий — лидеров российской промышленности начала XX века.
Создание базы данных, содержащей динамические ряды ежедневных курсов акций, позволяет провести анализ непосредственных реакций биржи на поступавшие информационные сигналы различного происхождения и различной направленности. Проведенный анализ показал, что характер биржевой динамики промышленных акций в России в первом десятилетии XX в. определялся в разной степени как внешними, так и внутренними факторами. Политические события воздействовали в основном на коротких интервалах времени (биржа быстро «забывала» эти экзогенные факторы), а в более долговременном измерении (на периодах, измеряемых месяцами) доминирующую роль играли «внутренние», эндогенные факторы, связанные в основном с взаимодействием биржевых игроков. Тем самым был сделан важный шаг в понимании существенной роли эндогенных факторов этой динамики, связанных с синергетическими эффектами, определяющими зависимость поведения биржи от малых флуктуации. В этой связи возникает вопрос о степени устойчивости динамики курсов акций нефтяных и металлургических предприятий, о роли эндогенных факторов (не связанных напрямую с такими внешними факторами как, скажем, русско-японская война и Первая русская революция).
Сопоставление динамики курсов акций металлургической и нефтяной отраслей показывает заметные различия между ними. На наш взгляд, это определяется, с одной стороны, спецификой отраслевой конъюнктуры и трудовых конфликтов в этих отраслях, а с другой стороны — различиями групповых интересов биржевых игроков. Как выяснилось, котировки металлургических и нефтяных ценностей характеризовались различными степенями устойчивости, и предсказуемость поведения курсов акций металлургических предприятий была в целом ниже; в то же время нефтяные бумаги в большей мере (в сравнении с металлургическими) реагировали на внешние события, экзогенные факторы. Полученные нами результаты выявили роль отраслевой специфики в соотношении факторов, определявших характер динамики рынка промышленных акций дореволюционной России.
Анализ более долговременных тенденций биржевой динамики конца XIX - начала XX в. показал определяющее воздействие фундаментальных факторов (прежде всего — циклов экономической конъюнктуры). Графики курсовой динамики рассматриваемых нами предприятий содержат пики в годы промышленных подъемов конца XIX в. и предвоенного пятилетия. Биржевой кризис сентября
1899 г. оказался предвестником кризиса российской экономики начала XX века. Удивительным может показаться заметный рост курсов акций металлургических предприятий на протяжении 1904 и 1905 гг.; окончание русско-японской войны в августе 1905 г. лишь повышает высокий уровень котировок металлургических ценностей. Этот эффект может объясняться комплексом причин — и возросшим во время войны спросом на продукцию отрасли, и ожиданиями повышательной волны на петербургской бирже (следуя тенденции европейских фондовых рынков), и спекуляциями петербургских биржевиков.