Обзор финансовых и биржевых кризисов в России с 1894 по 1914 гг., составленный министром финансов П. Л. Барком.
В последнее время в широких общественных кругах и на страницах общей и специальной прессы неоднократно высказывались опасения относительно положения нашей биржи, в связи с наблюдавшимся понижением курсов. В целях освещения сего вопроса приемлю долг всеподданнейше представить краткий обзор финансовых и биржевых кризисов за последние 20 лет.
Повышательная кампания на русских биржах, являвшаяся в период 1894 и первых месяцев 1895 годов естественным следствием общего подъема нашей промышленности, особенно усилилась ко второй половине 1895 года, приняв уже характер чисто спекулятивной деятельности.
Вовлечение широких кругов публики в биржевую игру способствовало дальнейшему повышению расценки бумаг, совершенно не отвечающему внутренней их стоимости. Создавшееся положение, лишенное сколько-нибудь реальных оснований, естественно, не могло быть длительным, и в августе 1895 года наступила реакция со всеми ее отрицательными последствиями. Резкое падение курсов бумаг по всей линии, явившись совершенно неожиданным для широких кругов публики, мало осведомленной о действительном положении биржи, потребовало немедленной ликвидации сделок по невыгодным ценам, сопряженной с крупными убытками и даже разорением отдельных лиц. Наступил период подавленности, всеобщего недоверия, сдержанности в сделках в связи с некоторым стеснением денежного рынка. Но как предшествовавшее чрезвычайное повышение курсов не имело под собой реальной почвы, так и наступившее затем резкое понижение цен также не соответствовало общему состоянию промышленной деятельности, продолжавшей даже и в это время свое усиленное развитие.
Кризис 1895 года, являясь таким образом чисто биржевым, не сопровождался сколько-нибудь серьезными потрясениями кредита страны, в виду чего и. ликвидация его не требовала принятия каких-либо чрезвычайных мер. Тем не менее, стоявший в то время во главе Финансового Ведомства Статс-Секретарь Витте счел полезным, в целях облегчения денежного рынка и более быстрой ликвидации кризиса, предоставить стране новые денежные средства, не прибегая, однако, к чрезвычайному временному выпуску кредитных билетов, каковая мера могла бы быть истолкована в неблагоприятном для нас смысле, особенно за границей. В сих видах, Государственному Банку было поручен, с середины сентября 1895 года, производить в усиленном размере учетно-ссудную операцию золотою монетою и депозитными квитанциями. Мера эта безусловно достигла желаемых результатов, и, в связи с продолжавшимся общим подъемом страны, некоторое временное разстройство биржевых оборотов было быстро и успешно ликвидировано.
В следующие годы экономическая жизнь нашего отечества продолжала усиленно развиваться, причем быстрый рост акционерных обществ, охвативших разнообразные отрасли промышленности, и усиленное железнодорожное строительство, предъявляя все увеличивавшиеся требования капиталов, привели в конце 1898 года к чрезвычайному переполнению рынка бумагами. Усиленная эмиссия ценностей, в связи с возродившейся спекуляцией, давала тем более основания опасаться возможности нового кризиса, что положение мирового рынка вообще, а в частности, денежные затруднения Западной Европы, способствовали созданию особо тревожного настроения.
Это стеснение мировых денежных оборотов не замедлило вызывать не только прекращение притока новых средств из-за границы, но и отлив части ранее помещенных у нас краткосрочно иностранных капиталов, что, в свою очередь, заставило наши банки сократить кредиты торгово-промышленным предприятиям и начать ликвидацию ссуд под процентные бумаги.