Грузоперевозки в 2017 году: тенденции и анализ рынка
26 июля 2017 г.
Внедрение системы «Платон» больно ударило по частным перевозчикам и мелким логистическим компаниям. Более крупные транспортные предприятия сумели вовремя подстроится под текущие требования, и сумели отвоевать долю рынка. Краткий анализ транспортных грузопотоков позволил подвести итоги первого полугодия и выявить основные тенденции автомобильных грузоперевозок в РФ.
Распределение грузопотоков
Часть общего грузопотока была направлена на железную дорогу. В первую очередь перебросили низкодоходные грузы и инертные стройматериалы. Но доля автомобильных грузоперевозок остается стабильно высокой. По-прежнему автотранспорт лидирует в перевозке средне- и высокодоходных грузов во всех регионах страны. Это связано с такими преимуществами автомобильного транспорта, как:
- высокая скорость доставки;
- клиентоориентированность;
- упрощенное оформление документов (по сравнению с ж/д и авиаперевозками);
- гибкая система расчета стоимости доставки.
За первое полугодие 2017 года наблюдалась стабилизация цен на грузоперевозки после резкого повышения тарифов 2016 года. Весомое влияние на корректировку стоимости оказало падение оборотов в розничной торговле, снижение промышленных заказов, из-за чего перевозка негабаритных грузов оказалась на грани рентабельности. В целом снижение реальных доходов россиян снизило и нагрузку на автомобильный грузопоток по всем регионам.
Итоги
Падение импорта затруднило обновление автомобильного парка на предприятиях любой формы собственности. Рынок автоперевозок по-прежнему характеризуется большим количеством старых автомобилей, и доля машин, нуждающихся в замене, продолжает расти. По итогам 2016 году спад рынка новых грузовых автомобилей составил 3,4%. Эта тенденция сохраняется и в первом полугодии 2017 года.
Постепенное расширение объема грузоперевозок на средние и дальние расстояние блокируется недостаточно инфраструктурой, отсутствием современных сервисных центров внеевропейской части страны. В совокупности со старым автопарком неудовлетворительная инфраструктура накладывает дополнительные риски на операторов, перевозящих грузы на дальние расстояния. В текущем, 2017-м, году правительство намерено содействовать расширению сети современных дорог и пересмотреть критерии, мешающие обеспечивать должным образом доступность транспортных услуг.