Противодействие отмыванию преступных доходов.
Тема борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма является сегодня приоритетом мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих стабильность всей мировой системы, устойчивость экономического роста и социального развития. Лишение международной преступности и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать многих человеческих жертв и огромных материальных убытков. Учитывая современные технологии перемещения финансовых ресурсов и интернационализацию организованной преступности, эффективное противодействие криминализации финансовой сферы не может быть обеспечено в рамках одной страны или группы стран. Оно требует усилий всего международного сообщества.
В разработке единых стандартов всемирной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма особая роль принадлежит международной организации ФАТФ, полноправным членом которой Россия является с июня 2003 г. Участие в деятельности ФАТФ от России обеспечивает Росфинмониторинг совместно с другими федеральными органами. Россия принимала активное участие в разработке последней редакции «40 рекомендаций ФАТФ» по вопросам противодействия отмыванию денег, которая была принята в июне 2003 г. и закрепила новые стандарты в этой сфере. Основными из них являются следующие:
обеспечение надлежащей проверки в отношении не только непосредственных клиентов финансовых организаций, но и реальных выгодоприобретателей;
распространение требований по выявлению подозрительных операций на нефинансовые учреждения, агентов по купле-продаже недвижимости, адвокатов, нотариусов и других лиц, оказывающие юридические услуги;
проведение более тщательной проверки в отношении некоторых политических деятелей.
Изменения, необходимые для приведения российского законодательства в соответствие с новой редакцией «40 рекомендаций ФАТФ», были внесены в июле 2004 г. в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с принятием ФАТФ в октябре прошлого года новой девятой специальной рекомендации по борьбе с финансированием терроризма, которая касается контроля над перевозкой наличных денежных средств через границу, подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в валютное законодательство РФ.
В настоящее время рекомендации ФАТФ признаны большинством государств мира, различными международными организациями, включая ООН, МВФ, Всемирный банк, в качестве единых международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В Совете безопасности и ООН находится на рассмотрении проект резолюции, которая придаст обязательную силу девяти специальным рекомендациям ФАТФ.
Важную роль в разработке стандартов по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма играет Совет Европы. Так, в мае этого года утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции Совета Европы «Конвенция об отмывании и финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений». Данная редакция Конвенции, в частности, распространяет ее действие на финансирование терроризма; устанавливает требования в отношении организации внутреннего контроля финансовых организаций в целях проверки своих клиентов и выявления подозрительных операций; предусматривает более жесткие меры в отношении конфискации доходов, полученных преступным путем.
Поскольку большинство указанных требований соответствует рекомендациям ФАТФ, присоединение России к данной Конвенции не потребует внесения значительных изменений в наше законодательство, особенно в части регулирования банковского сектора. Среди новых норм, которые могут появиться в законодательстве, следует отметить приостановление операций по подозрению в отмывании денег, а также установление режима мониторинга за счетами определенных лиц.
Следует также иметь в виду предстоящую ратификацию Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции. Конвенция содержит нормы криминализации преступлений, коррупции, мер борьбы с ними и, в частности, о противодействии легализации доходов, полученных от преступлений коррупционной направленности. Так, Конвенция предусматривает: отнесение к числу преступлений предикатных по отношению к отмыванию денег преступлений, связанных с коррупцией; требования по идентификации клиентов и бенефициаров по операциям; применение финансовыми учреждениями более жестких процедур проверки к лицам, обладающим значительными публичными полномочиями, а также к членам их семей — партнерам; принятие мер против коррупции в частном секторе, в том числе усиление стандартов бухгалтерского отчета и аудита; обеспечение прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе банков.
За последние три года в стране проделана большая работа в данной сфере. В ноябре 2001 г. на основании Указа Президента РФ был создан Комитет по финансовому мониторингу. Мы прошли все этапы проверок и оценок различными международными организациями и были исключены в 2002 г. из «черного списка» ФАТФ. В июне 2003 г. Россия получила статус полноправного члена этой международной структуры.
Объективный анализ правовых и институциональных основ российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма свидетельствует о том, что сегодня они не просто отвечают базовым международным стандартам, а по многим позициям существенно их превосходят. Так, обязанностью выявлять подозрительные операции и сообщать о них уполномоченному органу у нас охвачен максимально широкий круг финансовых организаций, а также других посредников, включая адвокатов и нотариусов.
В отличие от большинства других стран в России финансовые организации представляют информацию не только о подозрительных сделках, но и об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательно установленными критериями. Росфинмониторинг имеет полномочия не только получать сообщения финансовых организаций, но и запрашивать у них и других органов государственной власти дополнительную информацию и подтверждающие ее документы. При этом на Федеральную службу по финансовому мониторингу возложена функция координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Надо сказать, что в России создан не имеющий аналогов в международной практике механизм административного блокирования операций, связанных с финансированием терроризма, на основании ведущегося Росфинмониторингом перечня, в который входят как фигуранты международных списков Совета безопасности ООН, так и лица, представляющие интерес для российских и зарубежных компетентных органов. Имеется широкий набор действенных административных санкций за несоблюдение требований законодательства финансовыми организациями и их должностными лицами — от финансовых штрафов до отзыва лицензии. При этом в качестве предикатных определены преступления за исключением шести составов, связанных с налоговыми, таможенными и валютными правонарушениями.
В 2004 г. мы принимали участие в подготовке проекта постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации о судебной практике по делам о легализации преступных доходов. Учитывая сложный состав и незначительный опыт применения ст. 174 и 174 Уголовного кодекса, постановление Пленума Верховного Совета Российской Федерации, принятое 18 ноября прошлого года, помогло решить большинство из существующих проблем и создало необходимые условия для дальнейшего развития следственной и судебной практики. В частности, Пленум подтвердил, что для вынесения обвинительного приговора по делу об отмывании не обязателен предварительный приговор по предшествующему преступлению (так называемому предикатному преступлению), поскольку факт получения денег или имущества преступным путем может быть установлен в том же судебном процессе.
Однако наличие даже самых совершенных правовых организационных механизмов является только предпосылкой для эффективной деятельности всей нашей системы. Необходимы и иные механизмы, предусматривающие активное участие организаций, выполняющих функции посредников в проведении различных финансовых операций. Это — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании и другие.
Росфинмониторинг неплохо сотрудничает с Банком России по контролю за исполнением кредитными организациями требований законодательства. По нашим материалам он организует проверочные мероприятия в банках, которые нарушают закон. У ряда кредитных организаций за неисполнение законодательства в данной сфере были отозваны лицензии на право совершения банковских операций. Наша информация учитывается Банком России при оценке соответствия кредитных организаций требованиям по вступлению в систему страхования вкладов. Причем вся поступающая от банков информация, подлежащая обязательному контролю, а также о сомнительных сделках находит применение.
В нашей федеральной базе данных около 4 млн сообщений, которые представляют колоссальное поле деятельности. На основании информации, полученной Росфинмониторингом от финансовых организаций, российских правоохранительных органов и зарубежных финансовых разведок, в прошлом году проведено 3 260 финансовых расследований. По нашим материалам уже вынесено 6 приговоров за крупные нарушения закона - десятки миллионов долларов и десятки миллиардов рублей, в том числе бюджетных. Кроме того, в этом году состоялись суды по нашим материалам и, в частности, один нарушитель был осужден по ст. 174 на 12 лет.
За 5 месяцев текущего года в правоохранительные органы направлено 680 информации - около 10 тыс. операций на общую сумму 110 млрд руб., что по количеству почти в 2 раза, а по денежным суммам в 3 раза выше, чем за соответствующий период прошлого года. Это говорит о следующем: система заработала, пошла реальная отдача; правоохранительные органы сейчас активно работают по выявлению преступлений в экономической сфере; банки, страховые компании; финансовые посредники, которые обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию по обязательным и подозрительным операциям, делают это более активно (в прошлом году порядка 5-6 тыс. информации, а сегодня от 12 до 14 тыс. в сутки).
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в дальнейшем — противодействие) уже давно не воспринимается как локальная проблема. В условиях существенного спроса на обслуживание операций со средствами как теневого сектора, так и криминального происхождения неизбежно растет уязвимость банковской системы перед попытками ее использования в целях легализации преступных доходов. Во многом этому способствуют общемировые тенденции глобализации, революционное развитие информационных технологий, диверсификация денежных потоков.
Серьезные судебные приговоры свидетельствуют, что наша работа соответствует практике ведущих финансовых разведок мира - реальные результаты появляются на 2-3-й год работы. Еще много нерешенных вопросов. Однако разработана и одобрена правитель ством Концепция национальное стратегии противодействия на ближайшие 6-8 лет. Ее реализация по требует от нас более тесных совместных усилий, в том числе не только с федеральными службами, Банком России, Госдумой, Совета Федерации, но и с АРБ, и с Ассоциацией региональных банков целях укрепления безопасности финансовой системы Российской Федерации.