Взаимоотношения: банк-клиент.
Приход иностранных банков на российский рынок состоялся, и многие из них уже имеют значительное преимущество перед российскими банками. Поэтому изучение опыта иностранных банков в такой важной сфере, как взаимоотношения банк-клиент, может представлять определенный интерес для российских банков. Как регламентируются эти взаимоотношения? Какова их специфика? На наш взгляд, такого рода взаимоотношения лучше всего рассмотреть на примере конкретного иностранного банка, в частности, швейцарского банка UBS AG (далее - UBS).
Базовые условия взаимодействия.
Прежде всего следует отметить, что в банке UBS AG существует список лиц, уполномоченных подписывать соответствующие документы от имени клиента, который официально передается клиентом банку. Этот список используется исключительно в отношении деловых контактов между UBS и конкретным клиентом банка. Он имеет силу до его отмены, которая должна быть совершена в письменной форме независимо от любых сведений, содержащихся в Реестре коммерческих компаний (Register of Commerce) или в любой другой открытой публикации.
Претензии клиента в отношении исполнения или неисполнения банком любых инструкций, а также счетов ответственного хранения или выписок по таковым, или по каким-либо иным сообщениям, поступившим от UBS, должны быть предъявлены незамедлительно по получении соответствующего сообщения, но не позднее срока, указанного UBS. В противном случае считается, что клиент согласен с исполнением или неисполнением банком любых его инструкций, а также с соответствующими выписками и сообщениями. Если сообщение не получено, претензия должна быть предъявлена в то время, когда сообщение в ходе обычного ведения операций должно было бы быть получено.
Существует ряд требований, касающихся переписки между клиентом и банком, а также подтверждения идентичности подписей. При этом клиент, как правило, несет ответственность за любой ущерб, возникающий вследствие:
- невозможности обнаружить неадекватность подтверждения идентичности его подписи, а также юридическую несостоятельность других представляемых банку документов;
- его недееспособности, если уведомление о ней не было официально опубликовано в Швейцарии;
- недееспособности его представителя, если только сообщение о такой недееспособности не было представлено банку UBS в письменной форме;
- использования почтовых услуг, телефона, телефакса, телекса или других средств связи, особенно по причине потерь, недоразумений, повтора или дублирования данных.
Однако во всех перечисленных выше обстоятельствах банк не снимает с себя ответственности, если ошибка произошла по его вине. Кроме того, в случае ущерба, возникшего из-за неисполнения или задержки в исполнении поручений клиента, банк UBS несет ответственность за потерю процентов клиентом, если только UBS в данном конкретном случае не был уведомлен о грозящем риске заранее или по каким-то причинам не смог предотвратить ущерб.