Иностранные банки и финансирование малого и среднего бизнеса.
Используя данные по банкам Пакистана, А. Миан (Чикагский университет) приходит к следующим выводам. Сравнивая деятельность местных и зарубежных банков в этой стране, он указывает, что для последних сбор и анализ «мягкой» информации о заемщиках оказывается более затратным. Проигрывают иностранные банки местным и в эффективности работы с проблемными кредитами, поскольку в условиях недостаточно отлаженной правовой системы кредиторам приходится больше полагаться на глубокое знание заемщика и его бизнеса, умение вести переговоры в культурном контексте данной страны и т.д., т.е. на ту же «мягкую» информацию. Это подводит к выводу, что в случае полного доминирования иностранных банков доступ к кредитным ресурсам для сравнительно непрозрачных компаний (обычно это компании малого и среднего бизнеса) может ухудшиться.
Следовательно, развивающиеся страны нуждаются в сохранении и совершенствовании финансовых институтов, способных принимать кредитные решения на основе «мягкой» информации, — национальных и особенно местных банков. В подтверждение этого тезиса Миан ссылается на опыт Японии и других стран Восточной Азии, развитие которых опиралось на финансовую мощь национальных банков (и, добавим, государства).
В работе А. Бергера, Л. Клаппер и Г. Юделла, анализировавших аргентинские данные, сделан вывод, что интенсивность кредитования малого бизнеса международными банками зависит — в соответствии с предположениями Уппсальской школы — от степени культурной близости данной страны и стран происхождения этих банков. Работающие в Аргентине иностранные банки, чьи штаб-квартиры находятся в других государствах Латинской Америки, более, чем иностранные банки с других континентов, склонны кредитовать аргентинский малый бизнес.
По мнению нобелевского лауреата Дж. Стиглица, в то время как иностранные банки «с легкостью предоставляют финансирование транснациональным и крупным местным компаниям, фирмы малого и среднего размера жалуются на отсутствие доступа к кредитам. Накопленные экспертные знания международных банков и их информационная база касаются кредитования их традиционных клиентов».
Отметим, что не все авторы придерживаются такого мнения. Межстрановые исследования, проведенные М. Джианетти и С. Онгена, а также Дж. Кларком и его коллегами, дали иной результат: хотя крупнейшие (предположительно, более прозрачные) фирмы действительно выигрывают от прихода иностранных банков в максимальной степени, небольшие компании также получают свой «кусок пирога» в виде общего увеличения доступа к банковскому кредитованию в стране. Более того, дискриминировать малый бизнес, по данным этих авторов, склонны лишь небольшие иностранные банки — как представляется, нишевые игроки; для крупных структур, намеренных бороться за серьезную долю местного рынка, это не характерно. В другой работе Кларка и его коллег, основанной на данных опросов более чем 3000 фирм в 35 развивающихся странах, отмечается, что в странах с более высокой долей иностранных банков для всех категорий фирм, включая малый бизнес, кредит легче доступен. К аналогичному выводу, ссылаясь на анализ венгерских данных, приходит и Л. Голдберг.