Иностранные банки в Чили, Аргентине и других государствах Латинской Америки.
Среди других стран Латинской Америки наиболее богатым опытом взаимодействия с зарубежным банковским капиталом обладает Чили. Здесь до прихода к власти А. Пиночета действовал протекционистский режим в отношении иностранных банков. До 1970 г., хотя деятельность иностранных банковских структур и была формально разрешена, им не позволялось привлекать вклады физических лиц, обслуживать текущие счета национальных предприятий, осуществлять заимствования на внутреннем рынке капиталов и предоставлять кредиты. Исключение составляли лишь операции по внешнеторговым сделкам. Правительство С, Альенде национализировало подавляющую часть банковской системы Чили, в том числе и большинство иностранных банков. Б 1974 г., после военного переворота и свержения Альенде основные ограничения были сняты, а в 1977 г. иностранные кредитные институты были полностью уравнены в правах с национальными.
В результате широкомасштабной приватизации промышленности и банковского сектора страны во второй половине 1970-х гг. в Чили сформировались олигархические группы, охватывавшие как реальный, так и банковский сектора. Последствия деятельности этих групп для банковской сферы были аналогичны последствиям в России, Мексике и других странах с развивающимися рынками: массированное кредитование «своих» предприятий, ослабление кредитной дисциплины заемщиков и в конечном счете — банковский кризис 1982—1983 гг. Объем «плохих» кредитов был примерно равен совокупной капитализации банковской системы страны; другими словами, ее капитал был растрачен, и требовалось систему капитализировать заново.
Кризис затронул и иностранные банки: в 3 из 19 иностранных банков, действовавших в Чили на конец сентября 1982 г., размер просроченных кредитов в 1,5—2 раза превышал сумму их капитала и резервов. Banco Unido de Fomento, контролируемый группой зарубежных инвесторов, включая Deutsche Bank и Credit Suisse, был ликвидирован из-за своей несостоятельности. Этот пример показывает, что собственность иностранных инвесторов (пусть даже весьма именитых) на банковские активы не служит абсолютной гарантией от краха банка. (Впрочем, Banco Unido de Fomento не был дочерней структурой какого-то одного иностранного банка, и, следовательно, моральная ответственность акционеров за его поддержку была гораздо более слабой.)
После кризиса правительством Чили был взят курс на увеличение доли иностранного капитала в банковской системе страны. К 2008 г. эта доля составила 40%. Одновременно правительство активно поддерживало создание альянсов между национальными и зарубежными финансовыми институтами, участие вторых в капитале первых, но с сохранением корпоративной самостоятельности. К концу 1990-х г. основными участниками чилийского банковского рынка стали частные кредитные институты, находившиеся в совместной собственности национального и иностранного капитала.
Опыт Чили служит аргументом в пользу того, что высокий удельный вес иностранных банков не обязательно ведет к сокращению доступности банковских услуг. Здесь высокая доля иностранной собственности на банковские активы сочетается с отношением внутреннего кредита к ВВП, в 2 раза превышающим бразильские и в 4 раза — аргентинские показатели (в этих странах доля иностранного капитала заметно ниже — соответственно 20 и 26%). В целом можно сказать, что политика привлечения иностранных банков в национальную банковскую систему достигла в Чили относительного успеха.