Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.
Как отмечал Макс Вебер (Max Weber), властные отношения пронизывают всю хозяйственную систему: «Включение критерия властного контроля и распоряжения в социологическую концепцию экономического действия носит существенный характер». Политика и проводимая в ее рамках стратегия являются концентрированным выражением экономических отношений и интересов собственников и высшего менеджмента. Приведенная в действие властью стратегия в качестве прерогативы высшего руководства компании реализуется путем решения широкого круга управленческих задач: формирования видения будущего компании (банка), выработки ее целей и определения будущих рыночных позиций, выбора основных источников и направлений инвестирования, а также перспективных технологий и приоритетов распределения ресурсов и т. д.
Как можно убедиться, в научной литературе и изданиях по практическому руководству встречаются самые разнообразные определения стратегии. Каждое из них акцентирует внимание на той или иной стороне стратегии как управленческой деятельности н связано с определенным подходом к ее анализу. Такое многообразие представлений о стратегии связано, на наш взгляд, не с недостаточно четким или ошибочным взглядом разных исследователей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью и богатством проявлений этого управленческого феномена в политико-военной, социальной и экономической сферах жизни общества. Все сказанное заставляет нас перенести внимание с поиска наиболее точного определения (определений) стратегии на изучение многообразного характера ее проявления в разных практических и теоретических областях. Необходимость подобного анализа стратегии диктуется, как мы покажем далее, универсальной природой этого управленческого феномена. Такой анализ позволяет, как нам представляется, реализовать междисциплинарный подход к исследованию стратегии коммерческого банка и заложить важные теоретические основы формирования системы его стратегического управления.
Необходимость применения данного подхода для изучения процессов стратегического управления обусловлена рядом причин. Первая из них связана с дифференциацией и интеграцией научных дисциплин как формами раз вития экономического знания. Объективными условиями дифференциации экономического знания и связанного с ней появления самостоятельных научных дисциплин выступают углубление специализации хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономики и существенные различия социально-экономических условий производства и реализации в ее отдельных отраслях. Применительно к управленческим аспектам хозяйственной деятельности такая дифференциация призвана отразить специфику этой деятельности в той или иной сфере или отрасли экономики и особую роль корпоративного управления в руководстве компаниями.
Необходимость становления и развития самостоятельной научной дисциплины определяется стремлением понять ту или иную группу экономических явлений, наличием в ней фундаментального и прикладного аспектов, позволяющих осуществлять теоретические исследования и реализовать их практическую направленность; способностью науки вырабатывать собственный категориальный аппарат, создавать исходные (базовые) теоретические модели и парадигмы, на основе которых возможно формирование концепций и теорий.
Дифференциация современного экономического знания, будучи необходимым и закономерным этапом его развития, выступает только как определенная тенденция, которая предполагает и обусловливает противоположную тенденцию — интеграцию знания. Интеграция — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграция выступает как сторона процесса развития, ориентированная на объединение в целое разнородных частей и элементов. Расширение интеграции обусловлено практикой развития производства и управления, необходимостью разработки и решения комплексных проблем, а также потребностями развития самого экономического знания, использующего достижения других наук. Тем самым интеграция экономических и управленческих наук является не только дополнительным фактором усиления их практической направленности, но и необходимым моментом формирования экономического знания об экономических феноменах.