Проблемы включения экономики России в мировой рынок.
Участие в международной торговле предполагает насыщение товарами внутреннего рынка. В экономике дефицита нужно решать крайне болезненную задачу — направлять товары на удовлетворение потребностей внутреннего рынка или экспортировать их. Внутренний рынок России не насыщен автомобилями. Их экспорт вызывает недовольство населения. Торговать с другими странами нужно при превышении производством спроса. Торговля дефицитными товарами должна быть исключением, а не правилом.
Большое значение имеет характер участия страны в мировой торговле. Сейчас 2/3 валютных поступлений дают нефть и нефтепродукты, газ, уголь, лесоматериалы, цветные и черные металлы. Страна по существу представляет сырьевой придаток мирового рынка. Однако экспорт сырья и энергоресурсов еще долго будет основным источником валютных поступлений России. Степень обработки материалов будет повышаться лишь постепенно. Ближайшая же задача состоит в том, чтобы навести порядок в экспорте стратегического сырья и материалов, ликвидировать криминогенную обстановку, утечку валюты. Нелегальные вклады российских предприятий на счетах зарубежных банков к середине 1992 г. составили 20—25 млрд. долл. Поскольку сырьевые и энергетические отрасли являются капиталоемкими, целесообразно привлекать к их развитию капиталы импортеров.
Стратегическое развитие внешней торговли должно быть направлено на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, наукоемкой продукции. Ни в одной стране нет фронтального проникновения на мировой рынок готовых изделий. Меняются и акценты во внешнеторговой деятельности. В Японии, например, первоначально ставка делалась на низкий уровень заработной платы и производство трудоемких товаров, по мере повышения заработной платы акцент переносился на повышение производительности труда и качества товаров. Японские предприниматели сконцентрировали усилия на заполнении ниш мирового рынка, не занятых другими странами. Они вкладывали ресурсы в основном в производство таких продуктов, на которые предъявлялся спрос и которым было бы легче найти путь к потребителям.
Японцы превратили страну в один из основных источников технологии мира, стали лидерами не только в области промышленной технологии, но и в научных исследованиях, создании новых видов продуктов, в области дизайна. Тем не менее прорыв Японии на мировом рынке состоялся по весьма ограниченному числу отраслей (автомобиле- и судостроение, электроника).
В России относительно низкий уровень заработной платы, но ниши трудоемких товаров заняты новыми индустриальными странами (Тайвань, Ю. Корея, Гонконг, Сингапур и др.). Отыскание незанятых ниш будет для России трудным делом.
Страны СНГ располагают более чем 3 тыс. опытно-конструкторских разработок, по которым США либо отстали, либо не располагают вообще (ядерный реактор для выработки энергии в космосе, миниатюрный космический двигатель, использующий энергию магнитных полей, ракетный двигатель на жидком топливе, высокопрочные жаростойкие сплавы, композитные материалы, технологии кристаллизации и очистки белков и др.). Но пока отечественная экономика отторгает научно-технический прогресс, а технология находится на уровне, не позволяющем конкурировать с зарубежными производителями.
Военно-промышленный комплекс и его конверсия, вероятно, также дают шансы наладить экспорт некоторых видов готовых товаров.