Страхование вкладов: вложение в портфель доверия.

Формирование системы страхования вкладов (ССВ), на наш взгляд, можно расценивать как неотъемлемую часть реформы российского банковского сектора. Ее внедрению предшествовала значительная работа, которую провели и коммерческие банки, и Центральный банк. Кредитные учреждения были вынуждены продемонстрировать не только количественные показатели, но и качество бизнеса: эффективность риск-менеджмента, принципов корпоративного управления, системы внутреннего контроля и т.д. Высокий процент банков, вошедших в ССВ, подтверждает качественные изменения в подходах к ведению банковского бизнеса. Претерпел серьезные изменения и подход Банка России к проведению инспекционных проверок. Банковский надзор в большей степени стал именно пруденциальным.

Опасения, которые неоднократно высказывались на встречах разного уровня, семинарах, конференциях, в средствах массовой информации о том, что отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов окажут серьезное влияние на политику формирования процентных ставок по вкладам,  не нашли своего подтверждения. Возможно, некоторые кредитные организации и учли этот фактор, но в целом банки ориентировались на конъюнктуру рынка, сбалансированность собственных возможностей и на политику Банка России в части изменения ставки рефинансирования. Именно такой позиции придерживается и Новосибирский Муниципальный банк, вошедший в систему страхования вкладов в 2004 г. одним из первых.

Анализ динамики уровня рискованности банковских операций и различных подходов к его оценке позволяет сделать достаточно взвешенные долгосрочные прогнозы. По нашему мнению, которое подтверждается практикой, банки, стремящиеся к конкурентоспособности международного уровня, видят перспективы и ставят перед собой стратегические цели, всегда взвешенно относятся к проблеме рисков. И появление системы страхования вкладов не оценивается ими как возможность переложить ответственность со своих плеч на чужие.

Быстрые темпы роста российской финансово-кредитной системы сопровождаются расширением спектра банковских продуктов и услуг, совершенствованием технологий, ростом объемов банковских операций, изменением внешних условий и т.д. Все это постоянно требует внесения определенных корректив и в систему управления рисками. Данная система становится более многофакторной, охватывает все большее количество операций, в нее включаются те элементы, которые еще вчера казались несущественными. Поэтому усиление внимания регулятора в лице Банка России к этому направлению, означающее допуск к работе со средствами вкладчиков только финансово устойчивых, стабильно функционирующих банков, вполне объяснимо.

Повышение рискованности отдельных операций мы бы не стали относить на счет появления гаранта в лице Агентства по страхованию вкладов. Так же как и приток депозитов в банках не стоит относить исключительно за счет внедрения системы страхования вкладов. У жителей страны на руках скопилась значительная денежная масса, а согласно результатам социологических исследований, именно банковские вклады наряду с недвижимостью представляют наибольший интерес для инвестирования населения. Скорее, внедрение системы страхования явилось дополнительным и весьма существенным фактором, обеспечивающим рост доверия населения к банкам и стабильность российской банковской системы в целом. Рост доверия населения станет, на наш взгляд, и одним из решающих факторов, позволяющих сформировать систему безотзывных вкладов, — это процессы взаимосвязанные.

По нашему мнению, внедрение ССВ — логическое продолжение тех позитивных процессов, которыми отмечено развитие банковской системы России в последние полтора десятилетия. Многие элементы, использованные ЦБ РФ при оценке кредитных учреждений для вхождения в систему страхования вкладов, обсуждались еще с 1996 г. Тем не менее именно сейчас, с включением широко применяемых в международной практике инструментов оценки эффективности деятельности кредитных организаций, стало возможным говорить о повышении доверия к российской банковской системе не только внутри страны, но и извне, со стороны международных финансовых институтов. Это тем более важно, что международные границы становятся все более открытыми, в том числе и для региональных банков, которые в условиях все более жесткой конкуренции заинтересованы во внешних источниках капитала.

М. Скурихин


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

11 апреля 2021 г.
11:33В России за истекшие сутки зарегистрировано 8,7 тыс. новых случаев COVID-19, 337 умерших
11:21Fitch подтвердило рейтинг SOCAR на уровне BB+
10:30Правительство выделило более 2,8 млрд руб. на поддержание бюджетов Еврейской автономной и Костромской областей
09:45В Минэкономразвития поддерживают введение комплексной лицензии для производителей алкоголя
09:28Число заражений коронавирусом в мире превысило 135 млн
09:02ЦБ РФ установил курс доллара США с 10 апреля в размере 77,1657 руб., курс евро - 91,7809 руб.
10 апреля 2021 г.
17:51В ООН объявили о новой инициативе по очистке океанов от мусора
16:25Проходка тоннелей Троицкой линии метро на участке от "Улицы Новаторов" до "Коммунарки" завершена почти на 80%
15:19 В 1-м квартале ВВП Туркмении вырос на 5,9%
14:22На оснащение медицинских, образовательных и спортивных учреждений правительство выделило свыше 1,6 млрд руб.
13:29Госрегулятор рынка КНР оштрафовал Alibaba на $2,8 млрд за нарушение антимонопольных правил
12:31Новая американская бюджетная авиакомпания Avelo совершит первый полет в конце апреля
11:49В России за сутки зафиксировано более 8,7 тыс. новых случаев COVID-19
11:05Число заражений коронавирусом в мире превысило 134,6 млн
10:53Инвестиции в проекты АО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" по глубокой переработке нефти составит около 100 млрд руб.
строительные тендеры Строительно-монтажные работы. Строительство или реконструкция КНС,ВНС, ВЗУ, ЛОС. МО, г. Балашиха, мкр.