Основные причины перехода к евро. История вопроса.

Идея создания валютного союза в Европе не является новой. Первый так называемый Латинский Союз, сформированный по инициативе Франции и включавший Бельгию, Италию, Швейцарию, Грецию и Болгарию, был создан еще 130 лет назад, однако просуществовал недолго.

В рамках ЕС первые планы создания экономического и валютного союза разрабатывались в начале 70-х гг., но лишь в 1992 г. был подписан Маастрихтский договор (МД) (от названия небольшого городка в Нидерландах, в котором проходило заседание Евросовета), который и стал очередной и решающей вехой на пути европейской экономической интеграции. В соответствии с этим договором произошли следующие кардинальные изменения в европейской валютно-финансовой системе: центральные банки одиннадцати государств (Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции) добровольно отказались от использования национальных денежных единиц в пользу новой единой валюты евро и передали свои полномочия по разработке и реализации денежно-кредитной политики созданному для этих целей наднациональному Европейскому Центральному банку (ЕЦБ), возглавившему европейскую систему центральных банков. Счетная единица ЕС — экю — была заменена на евро в пропорции 1 : 1, а все условия ранее заключенных коммерческих контрактов остались прежними. По дальнейшему сценарию предполагается, что после необходимого подготовительного периода с
1 января 2002 г. евро станет и наличной валютой, а с 1 июля 2002 г. после обмена старых денежных знаков на новые — единственной валютой своей зоны.

Переход от валютной автономности к единой валюте выгоден практически всем: государствам, бизнесу, гражданам.

С точки зрения государств присоединение их к евро возможно лишь при соблюдении жесткой бюджетной дисциплины, способствующей, в свою очередь, более успешной совместной борьбе с инфляцией. Одновалют-ная внутренняя торговля должна позволить объединенной Европе обходиться значительно меньшей массой золотовалютных резервов и, в свою очередь, привести к сокращению заимствований правительств, удешевлению кредитов, а в целом - способствовать экономическому росту стран зоны евро.

Более всех заинтересован во введении новой валюты бизнес ЕС.

Что же касается физических лиц, то предполагается, что евро удешевит для них кредит, а также ведение счетов и операций с ценными бумагами. Снизятся валютные риски при размещении личных сбережений, подешевеет иностранный туризм в зоне евро, поскольку отпадет необходимость во взаимном обмене банкнот различных стран с уплатой соответствующих комиссионных. Как уже отмечалось выше, сегодня наметилась тенденция изменений в структуре сбережений европейского населения, направленных от традиционных форм (банковских депозитов) к инвестициям на рынках капитала, характерных для США, Англии, Нидерландов. Образование единой денежной системы может способствовать усилению этой тенденции, в том числе через развитие институциональной инфраструктуры рынков капитала. Формирование больших и ликвидных рынков капитала будет облегчать финансирование компаний, стимулировать межбанковскую конкуренцию на кредитных рынках и способствовать увеличению потребительского спроса.

Изменения в структуре сбережений и развитие рынков капитала постепенно приведут к снижению роли традиционных кредитно-депозитных операций банковской системы и к универсализации кредитных институтов. Универсализация создаст предпосылки к размыванию границ между различными видами финансовой деятельности и к конгломерации банков и небанковских финансовых институтов. Введение евро вызовет и потерю некоторых видов доходов, например валютообменных, в рамках ЕС приносящих ранее банкам в среднем 10—15 % прибыли.

Подготовка и собственно введение единой валюты ЕС сопровождаются резким усилением тенденции концентрации европейских банков, главной целью которой является достижение оптимального размера для эффективного функционирования на едином европейском рынке.

Кроме того, концентрации европейских банков способствуют либерализация банковского регулирования в целом, приватизация банков в Италии, Франции, Испании, преобразование кооперативных, взаимосберегательных учреждений различных государств в акционерные общества и как следствие устранение различий в их юридическом статусе. Необходимо отметить, что крупные операции по слияниям (обороты участников которых превышают 10 млрд. фр.), осуществляемым в рамках процедуры ОПА — публичного предложения на покупку контрольного пакета акций — контролируются сегодня уже не национальными органам и стран-членов ЕС, а непосредственно самими органами ЕС.

Г. Щербакова


Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля выросла на 0,47% и составила 42658,931 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 73,3363 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 10,3285 руб.
19:15"Россети" завершили размещение бондов на 10 млрд рублей
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 79,9373 руб.
19:04ВВП РФ в 2020 году снизится на 4,2%, инфляция составит 3,7% - Сбербанк
18:59Рынок российских акций завершил торги в минусе
18:45Цены на нефть уверенно растут
18:40АКРА присвоило выпуску облигаций "Россетей" на 10 млрд рублей рейтинг "AAA(RU)"
18:37Сбербанк остается прибыльным и устойчивым по капиталу даже в самом негативном сценарии стресс-тестов
18:23Прибыль "Шереметьево" по МСФО в 2019 году выросла в 2 раза
18:07Пять крупнейших банков Китая в 1-м квартале нарастили прибыль
18:06РСХБ приобрел в рамках оферты 11,5% облигаций 15-й серии на 1,2 млрд рублей
24 мая 2020 г.
17:51В Восточной Европе и Центральной Азии в 2020 году ожидается рекордный объем производства пшеницы - ФАО
Перевозка мороженого и продуктов глубокой заморозки Рефрижераторные перевозки. Перевозка мороженого и продуктов глубокой заморозки. В нашем собственном грузовом парке есть автомобили, оснащенные современными холодильными установками, позволяющими контролировать температурный режим в соответствие с санитарными нормами и правилами.