Россия и ОЭСР.
Официальное сотрудничество между ОЭСР и Российской Федерацией началось в 1994 г., когда развернулся процесс расширения ОЭСР за счет присоединения к ней бывших социалистических стран Европы. Тогда была подписана Декларация о сотрудничестве, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России. В 1997 г. был согласован протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Действует Московский офис ОЭСР (пока не имеющий статуса постоянного представительства).
Основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России является ежегодная рабочая программа. В качестве ее главных целей выдвигаются содействие со стороны ОЭСР макроэкономической стабилизации в нашей стране, реструктуризации предприятий и развитию институциональной и правовой среды, обеспечивающих формирование развитой рыночной экономики. Регулярно публикуются общеэкономические обзоры ОЭСР по России, а также специализированные исследования и обзоры положения в отдельных секторах экономики и социальных отношений. Для обсуждения подготовленных материалов организуются семинары и конференции с привлечением ведущих экспертов ОЭСР, представителей исполнительной и законодательной власти РФ, а также национальных и международных исследовательских центров. По их результатам готовятся материалы, содержащие рекомендации для соответствующих государственных ведомств РФ.
На данный момент свет увидели пять обзоров макроэкономического развития России, составленных в соответствии со стандартами и методикой ОЭСР. Презентация последнего состоялась в Париже в мае 2004 г. Кроме того, выпускаются специализированные обзоры по российской политике в области науки и техники, образования, энергетики (силами Международного энергетического агентства, являющегося автономным органом в рамках ОЭСР). Число специализированных обзоров неуклонно растет.
Важное направление приобщения России к деятельности ОЭСР - участие российских представителей в работе комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. Страны ОЭСР принимают участие в работе тех или иных комитетов по своему выбору. Другим государствам статус наблюдателя предоставляется решением Совета ОЭСР по рекомендации соответствующего комитета. С 1995 г. статус наблюдателя стал платным. Годовой взнос на один комитет был установлен в размере 30 тыс. фр. франков, что в настоящее время эквивалентно 5 тыс. евро. Россия сейчас работает в качестве наблюдателя в 13 комитетах и нескольких рабочих группах ОЭСР. Примечательно, что в рамках конкретных комитетов наблюдатели обладают практически равными правами с представителями стран-членов, имея возможность не только присутствовать на заседаниях и пользоваться подготовленными к ним материалами, но и участвовать в дискуссиях, а также выносить на обсуждение те или иные вопросы.
Судя по опыту стран Восточной Европы, присоединившихся к ОЭСР во второй половине 90-х годов, при вступлении в ОЭСР придется в первую очередь выполнить довольно ограниченный объем требований формального характера, касающихся правовых аспектов отношений между сторонами. РФ должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны для исполнения своих служебных обязанностей. Наряду с этим необходимо присоединиться к Конвенции об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития, а также прочим международно-правовым соглашениям в рамках ОЭСР, о которых будет сказано ниже.
После подачи правительством РФ официальной заявки на вступление страны в ОЭСР в 1996 г. генеральный секретарь ОЭСР Д. Джонстон (он остается на этом посту до сих пор) заявил, что для приобретения Россией искомого статуса ей нужно интенсивнее проводить экономические реформы, совершенствовать рынок ценных бумаг, уделять больше внимания и средств охране окружающей среды. Очевидно, что с тех пор в России наблюдается значительный прогресс во всех этих направлениях. Однако, как отмечалось выше, для вступления в ОЭСР РФ должна соответствовать важному условию: завершить процесс присоединения к ВТО. Необходимость параллельного решения обоих вопросов нашла отражение в создании Комиссии правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия РФ с ОЭСР во главе с премьер-министром М. Фрадковым (постановление правительства № 215 от 16 апреля 2004 г.).