Расширение Евросоюза и реформирование руководящих органов.

Риск утраты дееспособности механизма управления усилился после принятия на сессии Европейского совета в Копенгагене (июнь 1993 г.) принципиального политического решения о том, что государства Центральной и Восточной Европы, заключившие соглашения об ассоциации с ЕС, могут при желании стать его полноправными членами. Решение об увеличении состава Евросоюза почти в два раза (до 25 членов с 1 мая 2004 г. и до 27 - с 1 января 2007 г.) стало мощным стимулом для усиления политической централизации и федерализации. По признанию председателя Европейской комиссии Р. Проди, "механизм принятия решений в расширенном составе организации будет неизбежно парализован, если не реформировать коренным образом сами правовые устои Евросоюза".

В феврале 2000 г. для подготовки такой реформы была проведена межправительственная конференция глав государств-членов. Ее работа завершилась в декабре 2000 г. принятием в Ницце главами государств и правительств соглашения о пересмотре Договора о Европейском союзе 1992 г. с поправками, содержащимися в Амстердамском договоре) и договоров, учреждающих все три европейские сообщества.

Значение одобренного, но так и не воплощенного в жизнь Ниццкого договора состоит в том, что он определил цели и основные направления сформирования механизма принятия решений, которые затем были включены в проект Европейской конституции. В преамбуле Договора отмечается, что его цель - "завершить начатый Амстердамским договором процесс, который призван подготовить институты Европейского союза к функционированию в расширенном Союзе".

Главной задачей авторы Ниццкого договора считают существенную перестройку механизма руководящих органов Союза с укреплением наднациональных, федеративных начал в его устройстве и практической деятельности. В Декларации о будущем Союза, являющейся частью Ниццкого договора, содержатся основные направления реформирования учредительных договоров, в том числе предложение четко разграничить компетенции между ЕС и государствами-членами в процессе принятия решений. Согласно действующим нормам, абсолютное большинство вопросов является предметом совместного ведения и может решаться на уровне как Евросоюза, так и национальных государств, причем законодательные акты ЕС имеют приоритет.

Основные институциональные нововведения Ниццкого договора содержат следующие положения.

1. Реформируется представительство государств-членов в Европейской комиссии. С 1 января 2005 г. в новом ее составе будет по одному представителю от каждого государства. Тем самым отменяется право пяти крупных государств Союза иметь в этом институте власти по два представителя.

2. В Совете министров ЕС изменены квоты старых государств-членов и определено количество голосов для новых, вступивших в Евросоюз с 1 мая 2004 г. При этом Польша имеет такое же количество голосов (27), как Испания. Это положение Ниццкого договора вызвало недовольство со стороны Франции и Германии. Их обеспокоенность обусловлена тем, что крайне важные инициативы и решения о дальнейшем углублении валютной интеграции в рамках ЭВС могут быть заблокированы голосами менее развитых средних и малых стран ЦВЕ, которые в первую очередь озабочены проблемами своей адаптации.

3. Изменилось распределение квот в Европейском парламенте. Квоты государств-членов будут временно увеличены таким образом, чтобы общее число депутатов приближалось к 732. Представительство старых государств сокращается, а таких крупных как Великобритания, Италия и Франция - весьма существенно (с 72 до 87). Проблема "недо-представительства" крупных стран в Парламенте особенно болезненно воспринимается в Великобритании, общественное мнение в которой и без того весьма сдержанно относится к вопросу о возможном участии страны в ЭВС.

Большинство зарубежных экспертов считают неоправданными преимущества, которые по Ниццкому договору получили новые члены Евросоюза в ущерб старым, прежде всего наиболее крупным. Официальные власти ЕС, выражая неудовлетворенность частичными и не всегда последовательными реформами механизма принятия решений в соответствии с поправками к учредительным договорам, одобренными Амстердамским и Ниццким договорами, пришли к выводу о необходимости коренным образом перестроить правовые устои интеграционного объединения.

В. Пищик


Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

20 сентября 2020 г.
17:55Силуанов: Белоруссия погасит долг перед "Газпромом" в $330 млн за счет кредита ЕФСР в $500 млн
16:58Магазины планируют отказаться от пластиковых пакетов
15:42Туристы ждут возвращения денег за аннулированные туры
14:26Суммарное состояние 1000 самых богатых людей Германии составляет 1,1 трлн евро
13:14Банки нашли способ собирать больше информации о клиентах
11:59Средняя стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ в сентябре - 17,5 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 24-25 тыс.
10:55За последние сутки в России выявлено более 6,1 тыс. новых случаев COVID-19, 79 человек скончались
09:48Премьер-министр Саксонии призывает достроить "Северный поток 2"
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 сентября в размере 75,0319 руб., курс евро - 88,9578 руб.
19 сентября 2020 г.
17:32В Москве начнут тестировать первый беспилотный трамвай
16:21Треть россиян предпочитают покупать импортные товары
15:56Правительство Туркменистана прогнозирует рост ВВП страны в 2020 году на уровне 5,8%
15:06В Москве с начала года уже построено 28 км тоннелей метро
13:58Банки в январе-августе выставили 1 млн просроченных долгов на продажу на сумму 137 млрд. руб.
12:45Рост розничных продаж в Канаде в июле замедлился до 0,6%, слабее прогноза
биотопливо купить купить. Экологически чистое топливо, разработанное для биокаминов. Топливо проходит двойную обработку и дополнительную фильтрацию.