Расширение Евросоюза и реформирование руководящих органов.

Риск утраты дееспособности механизма управления усилился после принятия на сессии Европейского совета в Копенгагене (июнь 1993 г.) принципиального политического решения о том, что государства Центральной и Восточной Европы, заключившие соглашения об ассоциации с ЕС, могут при желании стать его полноправными членами. Решение об увеличении состава Евросоюза почти в два раза (до 25 членов с 1 мая 2004 г. и до 27 - с 1 января 2007 г.) стало мощным стимулом для усиления политической централизации и федерализации. По признанию председателя Европейской комиссии Р. Проди, "механизм принятия решений в расширенном составе организации будет неизбежно парализован, если не реформировать коренным образом сами правовые устои Евросоюза".

В феврале 2000 г. для подготовки такой реформы была проведена межправительственная конференция глав государств-членов. Ее работа завершилась в декабре 2000 г. принятием в Ницце главами государств и правительств соглашения о пересмотре Договора о Европейском союзе 1992 г. с поправками, содержащимися в Амстердамском договоре) и договоров, учреждающих все три европейские сообщества.

Значение одобренного, но так и не воплощенного в жизнь Ниццкого договора состоит в том, что он определил цели и основные направления сформирования механизма принятия решений, которые затем были включены в проект Европейской конституции. В преамбуле Договора отмечается, что его цель - "завершить начатый Амстердамским договором процесс, который призван подготовить институты Европейского союза к функционированию в расширенном Союзе".

Главной задачей авторы Ниццкого договора считают существенную перестройку механизма руководящих органов Союза с укреплением наднациональных, федеративных начал в его устройстве и практической деятельности. В Декларации о будущем Союза, являющейся частью Ниццкого договора, содержатся основные направления реформирования учредительных договоров, в том числе предложение четко разграничить компетенции между ЕС и государствами-членами в процессе принятия решений. Согласно действующим нормам, абсолютное большинство вопросов является предметом совместного ведения и может решаться на уровне как Евросоюза, так и национальных государств, причем законодательные акты ЕС имеют приоритет.

Основные институциональные нововведения Ниццкого договора содержат следующие положения.

1. Реформируется представительство государств-членов в Европейской комиссии. С 1 января 2005 г. в новом ее составе будет по одному представителю от каждого государства. Тем самым отменяется право пяти крупных государств Союза иметь в этом институте власти по два представителя.

2. В Совете министров ЕС изменены квоты старых государств-членов и определено количество голосов для новых, вступивших в Евросоюз с 1 мая 2004 г. При этом Польша имеет такое же количество голосов (27), как Испания. Это положение Ниццкого договора вызвало недовольство со стороны Франции и Германии. Их обеспокоенность обусловлена тем, что крайне важные инициативы и решения о дальнейшем углублении валютной интеграции в рамках ЭВС могут быть заблокированы голосами менее развитых средних и малых стран ЦВЕ, которые в первую очередь озабочены проблемами своей адаптации.

3. Изменилось распределение квот в Европейском парламенте. Квоты государств-членов будут временно увеличены таким образом, чтобы общее число депутатов приближалось к 732. Представительство старых государств сокращается, а таких крупных как Великобритания, Италия и Франция - весьма существенно (с 72 до 87). Проблема "недо-представительства" крупных стран в Парламенте особенно болезненно воспринимается в Великобритании, общественное мнение в которой и без того весьма сдержанно относится к вопросу о возможном участии страны в ЭВС.

Большинство зарубежных экспертов считают неоправданными преимущества, которые по Ниццкому договору получили новые члены Евросоюза в ущерб старым, прежде всего наиболее крупным. Официальные власти ЕС, выражая неудовлетворенность частичными и не всегда последовательными реформами механизма принятия решений в соответствии с поправками к учредительным договорам, одобренными Амстердамским и Ниццким договорами, пришли к выводу о необходимости коренным образом перестроить правовые устои интеграционного объединения.

В. Пищик

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

16 января 2019 г.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,0351 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,8617 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,6854 руб.
19:10Мосбиржа зарегистрировала два выпуска структурных бондов Сбербанка общим объемом 2 млрд рублей
18:58Индекс МосБиржи потерял 0,2%, индекс РТС подрос на 0,4%
18:50Падение квартальной прибыли BNY Mellon составило 26%
18:43Капзатраты группы "Черкизово" в 2018 году составили 10,5 млрд рублей
18:35Минсельхоз РФ сохраняет прогноз поставок зерна за рубеж в 42 млн тонн
18:34Сбербанк 25 января начнет размещение структурных облигаций на 1 млрд рублей
18:18Средневзвешенная доходность ОФЗ 52002 на аукционе - 3,3%, спрос превысил предложение более чем в 3,5 раза
18:13В этом году сбор зерна в России составит 114,3 млн тонн
18:04"Фабрика" ВЭБа в этом году начнет финансирование семи крупных проектов - Силуанов
17:46Резких перекосов на валютном рынке и искажений курса рубля сейчас нет - Орешкин
17:38Профицит консолидированного бюджета РФ в январе-ноябре составил 4,6 трлн руб. - Казначейство
17:30Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 66,7387 руб.