Перспективы глобального рынка. Персональные компьютеры и мобильные телефоны.
Персонольные компьютеры. Второй отраслью, рельефно отражающей движение границ рынка глобальных компаний, является производство персональных компьютеров. Именно этот товар является критерием информатизации общества. Концепция такого общества в той или иной степени реализована в США. Там в начале текущего десятилетия 42% сотрудников компаний и правительственных учреждений имели доступ к Интернету и около 60% семей владели персональными компьютерами, причем часть из них - не одним комплектом. А всего в мире в 2000 г. было произведено 135 млн. компьютеров6. При этом выпуск компьютеров ежегодно растет, а цена падает. Казалось бы, ситуация в отрасли и социальные перспективы, связанные с информатизацией общества, вполне благоприятны. С этим можно было бы согласиться, если бы не статистика по другим регионам мира.
В 1999 г. число пользователей Интернета распределялось по регионам мира следующим образом: в АТР - 40 млн., Европе - 70 млн., в Канаде и США - 120 млн., а всего в мире - 242 млн.8 По прогнозам, к 2005 г. их число может возрасти до 765 млн. Однако этот прогноз представляется слишком оптимистичным.
Сравнение границ рынка глобальных компаний в автомобильной и компьютерной отраслях показывает, что по количественным показателям они близки, несмотря на то, что автомобиль существенно дороже компьютера. Реальное сопоставление двух этих рынков, конечно, гораздо сложнее. Например, Китай отстает от Индии по числу автомобилей, но существенно опережает ее по применению персональных компьютеров. Пользователи секторов этих двух рынков по социальному составу населения далеко не совпадают - компьютеры, как правило, требуют более высокой образовательной подготовки. Рынок автомобилей их пользователи знают гораздо лучше, чем пользователи компьютеров - свой рынок. Можно предположить, что в дальнейшем рынок глобальных компаний, производящих компьютеры, по числу пользователей окажется существенно шире, чем рынок глобальных компаний, производящих автомобили. Однако, несмотря на ощутимую разницу в ценах, и та, и другая технология доступны только имущим семьям, то есть ориентированы на тот же "золотой миллиард".
Мобильные телефоны. Сопоставление рынков таких товаров, как автомобиль, компьютер и мобильный телефон, интересно тем, что в среднем стоимость каждого последующего из перечисленных товаров на порядок ниже предыдущего. Наиболее распространенным соотношением цен на указанные товары является ряд 100:10:1.
В отличие от автомобиля и компьютера мобильный телефон практически несет в себе два рынка - самих телефонов и подписки на услуги, причем подписчиков почти в два раза больше, чем самих телефонов. Дело в том, что при смене провайдера сам телефон его владелец часто не меняет.
С 1998 по 2006 г. рынок телефонов, по одному из прогнозов, должен возрасти со 150 до 710 млн. шт., в то время как подписчиков на услуги - с 313 до 2185 млн., то есть владелец мобильного телефона за время его эксплуатации в среднем минимум один раз меняет провайдера. Доли рынка среди компаний-производителей распределены следующим образом (%): Nokia - 34.1, Motorola - 14.8, Ericsson - 7.7, Samsung - 7.2, Siemens - 7.2, Ki~ rocera - 4.3, Panasonic — 4.1, остальные - 20.69.
Любопытным фактом является низкий уровень монополизации рынка провайдеров услуг в отличие от производителей мобильных телефонов. Так, 20 ведущих компаний - провайдеров телефонных услуг имеют лишь около 54 млн. подписчиков, то есть примерно 5% рынка, при этом разница между числом подписчиков ведущей и последней компании в этой группе - пятикратная.
Несмотря на кажущуюся низкую стоимость мобильного телефона (около 200 долл.), его покупка и эксплуатация доступны только состоятельным семьям, так же как и в случае с компьютерами. Американские семьи с доходом не более 2.5 тыс. долл. в месяц не могут позволить себе иметь дома персональный компьютер. Это и есть относительная бедность по-американски.
Как известно, в большинстве случаев молодежи и компьютер, и мобильный телефон нужны в основном для игр и досуга. Так, рынок компьютерных игр оценивается в 8 млрд. долл. Однако это далеко не такое уж невинное увлечение, как это пытаются представить специалисты по маркетингу и рекламе, делая акцент на необходимости развития способностей детей. Все гораздо сложнее, и вреда может оказаться существенно больше, чем пользы. Другими словами, на рынок мобильных телефонов часто действуют нерыночные факторы, причем в обе стороны - и на расширение, и на сужение. Тем не менее приведенная специфика не нарушает основной картины: границы рынка определенно имеются, они легко вычисляются и прогнозируются, а прогнозы заинтересованных производителей и торговцев легко корректируются действительным положением вещей.