Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики.
Каковы же пути преодоления кризиса в современной экономической науке?
Во-первых, сегодня, когда общество, образно говоря, погружается в море информации, ощущается острая необходимость в формировании фундаментальной науки об информации в самом широком ее понимании. Эта наука должна выйти за традиционные рамки, которые были определены характером мышления второго тысячелетия. Она должна стать основой модели экономической мысли третьего тысячелетия.
Новая наука независимо от того, как мы ее назовем, должна выявить природу информации, законы ее обращения и воздействия и на их основе разработать научные принципы и методы эффективного управления социально-экономическим развитием общества. Как в свое время открытие законов механики заложило научную модель мышления в индустриальную эпоху, так сегодня крайне важно открыть законы информации и на их основе определить принципиально новые подходы к решению проблем общества.
Проблема формирования информационной модели мышления является глобальной, и ее решение невозможно без глубоких фундаментальных разработок в области информационного обмена физиками, математиками, генетиками, психологами, экономистами и другими специалистами. Поэтому формирование нового мышления целесообразно проводить в процессе фундаментальных и прикладных исследований в рамках единой программы, в которой могли бы участвовать ученые различных областей знаний. В связи с этим желательно иметь единый центр, где бы исследования обобщались и вырабатывался системный подход к познанию природы и общества. Новая экономическая мысль, базируясь на общенаучной информационной модели мышления, явится основой для разработки эффективных направлений экономического развития общества. По мнению проф. Л. Мельника, «"разработка" информационных недр» природы позволит значительно повысить эффективность производственных систем и гармонично вписаться в процессы обмена экосистем Земли.
Во-вторых, необходимо критически подойти к собственному опыту развития науки и преодолеть существующие стереотипы. Генетический анализ современной науки позволяет нам принять логический подход к действительности, что является основой любого научного поиска. Как известно, первая информационная волна пришла в классическую науку еще в 50-e годы и была обусловлена развитием научно-технического прогресса. Она, в свою очередь, вызвала зарождение и развитие таких наук, как кибернетика и генетика. В 90-х годах ушедшего столетия возникла вторая информационная волна, которая получила широкое распространение в США, Японии и других странах Запада.
В СССР ростки наук об информации в 50-60-е годы не получили должного развития. По нашему мнению, среди причин потери Советским Союзом ведущего положения в мире по ряду позиций в 70-х годах XX столетия основное место занимает неспособность общества реорганизоваться, обеспечив эффективный информационный обмен (речь идет о создании общества демократического выбора).
Передовые страны Запада начиная с 50-х годов активно развивали кибернетику и все ее составляющие: техническую кибернетику, биокибернетику, экономическую кибернетику и т.п., что позволило им в 60-70-х годах заложить основы информационных технологий и в дальнейшем широко использовать их в социально-экономическом развитии общества. М. Кастельс считает даже, что созданная на Западе информационная технология сыграла ключевую роль в кризисе Советского Союза. По нашему мнению, данный вывод не корректен, так как кризис СССР был порожден пороками планово-административной системы. Что касается кризиса общественных наук, то он стал следствием общего кризиса самой общественной системы.