Поддержка конкуренции и промышленная политика. Европейский союз.

Взаимодействие конкурентной и промышленной политики отражается как в конкурентном законодательстве ЕС, так и в практике его применения для урегулирования структурных проблем. Изначально конкурентная политика ЕС была нацелена против промышленной политики отдельных стран в случае, если помощь национальным компаниям противоречила цели создания ЕС -развитие свободного рынка на европейском экономическом пространстве.

Современные взаимоотношения промышленной и конкурентной политики в ЕС основываются на принципе минимальности. Для того, чтобы вмешательство промышленной политики в конкурентный механизм рынка потребовало особого внимания антимонопольных органов, необходимо, чтобы это вмешательство превышало определенный минимум.

В 1992-1994 гг. были приняты специальные законы, регулирующие государственную помощь национальным компаниям. Главным критерием остаются интересы развития конкуренции на европейском пространстве, а государственная помощь может подрывать сами основы конкурентного механизма. Таким образом, госпомощь однозначно трактуется как инструмент искажения конкуренции. Однако, хотя эта помощь и рассматривается в качестве потенциальной опасности для конкурентного процесса внутри ЕС, ее запрет не является абсолютным и безусловным. Считается, что госпомощь может иметь положительные последствия, которые помогают достичь определенных целей конкурентной политики ЕС. Общее представление заключается в том, что госпомощь может корректировать недостатки рынка, с которыми не в состоянии справиться антимонопольное регулирование. Или же эта помощь может сопровождаться такими важными внешними эффектами (поддержка и расширение занятости, охрана окружающей среды, НИОКР, региональное развитие), которые компенсируют ее искажающие последствия для конкуренции на рынках. Именно поэтому (даже не беря в расчет сложные политические аспекты) Европейский союз в оценке госпомощи придерживается взвешенного подхода, особенно к тем отраслям и странам, где традиционно сильно государственное вмешательство в экономику (например, во Франции).

Адекватность госпомощи оценивается с использованием не только качественных характеристик объекта помощи, но и с применением количественного критерия соразмерности госсубсидий заявленным целям. Например, в 2000 г. при принятии решения о предоставлении помощи компании Ford, (Великобритания) для осуществления инвестиций в завод, находящийся в Южном Уэльсе, Европейская комиссия использовала критерий интенсивности региональной помощи для выравнивания региональных особенностей конкуренции. Комиссия одобрила представленную программу помощи, поскольку ее объем находился ниже верхнего количественного предела.

При реализации госпомощи ЕС часто требует принятия компенсирующих мер по охране конкуренции в тех отраслях и регионах, куда направляется целевая поддержка государства. Например, целевая широкомасштабная финансовая помощь Air France от французского правительства была одобрена ЕС только после того, как компания отказалась от ряда маршрутов, где занимала доминирующее положение, и предоставила несколько своих посадочных полос в аэропорту Орли (Париж) другим авиакомпаниям.

Тесная взаимосвязь между промышленной и конкурентной политиками в рамках ЕС наблюдается по отношению к малому и среднему бизнесу. Конкурентные органы ЕС придерживаются концепции "противоборствующей силы" - необходимости усиления одной стороны рынка для противодействия влиянию другой (малого бизнеса против монополий), когда этого требуют интересы потребителей. Для оценки малого бизнеса применяются более широкие критерии в части соглашений о сотрудничестве, технологических картелей, слияний и поглощений.

Н. Розанова

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:35Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,45% и составила 42555,122 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5731 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,5024 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,3096 руб.
19:06Fitch поместило рейтинги "Связь-банка" на пересмотр с возможностью повышения
19:02Годовая чистая прибыль "Соллерс" по МСФО упала на 95,4%
18:58Индекс МосБиржи снизился на 0,4%, индекс РТС - на 0,5%
18:49Российские евробонды дорожают благодаря ценовому росту UST и отскоку нефти
18:42Сбербанк в этом году не ожидает значительного изменения доходности корпоративного и ипотечного портфелей
18:34Сбербанк продолжает обсуждать с ЦБР участие в Системе быстрых платежей
18:26Доля жалоб на кредитные организации в РФ увеличилась в 1-м квартале на 4,6%
18:17В прошлом году прирост запасов нефти и конденсата превысил добычу почти на 4%, газа - почти на 7%
18:08Сбербанк пока не планирует менять дивидендную политику
17:59Профицит госбюджета Грузии в 1-м квартале составил 13,4% от доходов