Иностранные банки в СНГ.
Страны, входящие в Содружество Независимых Государств, несмотря на определяемые единым историческим наследием общие черты, не представляют собой однородной группы с точки зрения проводимой политики по отношению к формированию национальных банковских систем и роли в них международных банков. В зависимости от объективных (размер и структура экономики и геополитическое положение) и, скажем так, условно субъективных (политическая ориентация национальной элиты) факторов различные страны СНГ взяли для себя в этой области за образец опыт различных регионов мира.
Украина, Грузия, Армения и Киргизия ориентируются на открытость своих банковских систем для иностранных инвестиций и выражают готовность согласиться с преобладанием на своем рынке иностранных банков. Этот подход условно можно назвать восточноевропейским, поскольку он в основных чертах повторяет политику в отношении присутствия иностранных банков, проводимую в государствах Центральной и Восточной Европы. Применительно к Украине и Грузии этот подход к тому же имеет совершенно ту же цель, что и у стран ЦВЕ, — содействовать скорейшей интеграции в Евросоюз.
Белоруссия пытается следовать китайской модели, связанной с доминированием государственных банков и их постепенным преобразованием в более открытые структуры. В частности, речь идет о первоначальной продаже иностранцам неконтрольных пакетов с негарантированной перспективой последующего увеличения их доли.
В Казахстане, похоже, взят курс на повторение опыта стран Юго-Восточной Азии. О чем-то подобном можно говорить и применительно к Азербайджану. Речь идет о дозированном и проходящем под плотным контролем государства допуске международного банковского капитала в страну при сохранении на среднесрочную перспективу ведущей роли национальных банков (в отличие от Белоруссии — как государственных, так и частных).
Наконец, в среднеазиатских странах — Туркмении, Узбекистане и Таджикистане — государственная собственность на банки доминирует, реформирование банковских систем по сути дела еще не начиналось. Из иностранных банков серьезный интерес к этому региону проявляют (точнее, проявляли в докризисный период) пока только банки Казахстана, при поддержке своего правительств а стремящиеся путем внешней экспансии «нарастить мускулы», т.е. добиться минимально необходимого размера, требующегося для участия в международной конкуренции.
В целом ориентируясь на повторение опыта своих соседей из Центрально- и Восточно-Европейского региона, ряд стран СНГ пытаются привлечь в свои банковские системы прямые иностранные инвестиции, источником которых служат международные банковские группы. При этом они отдают себе отчет в том, что им придется мириться с доминированием иностранного капитала на национальном рынке банковских услуг. Крупнейшей страной из этого ряда является Украина.
Совокупные банковские активы Украины в 2007 г. равнялись 87 млрд долл. США, что примерно в 2 раза уступает активам Сбербанка России. Для Украины характерен сравнительно низкий уровень концентрации в банковской системе: рыночная доля государственных банков составляет всего 8,8%, на долю двух крупнейших банков приходится 19% банковских активов страны (для сравнения: в России — 30%, в Казахстане — 45%), а на долю 15 крупнейших банков — 62%. Из 173 банков Украины 35 контролируются из-за рубежа, причем доля иностранного капитала уверенно растет.
В период после «оранжевой революции» Украина стала быстро догонять восточноевропейские государства по уровню иностранной собственности на банковские активы, что, безусловно, отражает политический выбор, сделанный ее руководством. Можно предположить, что если развитие мирового кризиса, особенно сильно ударившего по Украине, не приведет эту страну к экономической катастрофе, то уже в 2009—2010 гг. доля контролируемых иностранным капиталом банковских структур здесь превысит 50%.