Глобальные финансовые рынки: новые возможности и опасности.
Неожиданные ограничения
Глобализация финансов способствует свободному движению капитала и свободной торговле. Опыт учит, что официальные инстанции в первую очередь пытаются ограничить свободу перемещения товаров и капитала. Ограничения международной торговли или глобальных потоков денег и капитала чаще всего приводят к финансовым нарушениям, в частности снижению ликвидности и стоимости инвестиций.
Региональная маргинализация
Глобализация часто приводит к образованию разрыва между теми, кто ориентирован на международный рынок и теми, кто связан с внутренним. Так, региональные или национальные рынки капитала, которые важны, например, для котирующихся акций мелких и средних предприятий, могут ограничиваться. Потребуются малые и средние биржи, что бы поддержать их конкурентоспособность как звена интегрированного глобального рынка. Глобализация при этом может благотворно повлиять на чисто внутренний рынок, если не революционным, то эволюционным путем.
Повышенный риск
Глобализация увеличивает возможность злоупотреблений при использовании большого числа инструментов. Любое средство обеспечения может быть использовано для спекуляций. Сиюминутная выгода может быть получена за счет будущего риска или каких-то обязательств. Естественно, несостоятельными окажутся не инструменты, а те, кто их использует.
Риск глобальных финансовых сделок в принципе не нов. Новым является количество и быстрый рост значения различных составляющих, а также их интернациональная взаимозависимость, что может привести к возникновению комплексных системных рисков. Тем важнее становятся технические требования к современной международной системе «неттинга» (взаимозачета требований), которая охватывает и учитывает взаимные обязательства. Столь же решающее значение приобретают современные системы платежного оборота, торговли ценными бумагами и хранения их.
К принципиальным возможностям ограничения риска относятся также унифицированные требования к капиталу, организованные официальные рынки, прозрачность рынков и объективные ограничения доступа. К тому же должна повыситься роль самодисциплины, доступности контроля, запрета на комплексную деятельность в случае недостаточности ИТ и контроля, ужесточения наказания в принципиальных случаях, а также международной кооперации. Вероятно, наиболее рациональным и эффективным решением была бы самокорректировка рыночных сил. Потенциальная рисковая ситуация «низкая вероятность — сильное воздействие» в глобальном диапазоне требует, однако, координированных государственных «буферных мероприятий», таких как требования к размеру собственного капитала, а также умелый надзор и контроль. Здесь подойдет и выражение: «Хорошие регуляторы знают, когда остановиться».
Каков баланс будущего? Кто вообще из участников рынка выйдет победителем? Несмотря на все потенциально опасные моменты, преимущества и возможности глобализации для инвестора и заемщика все же перевешивают. Решающими являются две предпосылки: необходимая самодисциплина и надежный выбор финансовых партнеров. Глобализация обусловливает, помимо всего прочего, современное управление комплексностью и размером капитала в пределах разумных официальных границ контроля. В качестве партнера может рассматриваться только надежный институт высокого класса с широким набором продуктов и соответствующей конфигурацией ИТ: предпочтительно — трансформированный и сфокусированный универсальный банк.
Инвесторы и заемщики, по моему мнению, в результате развития глобализации, в течение последних 10—20 лет оказываются в выигрыше. Рыночные силы подгоняют глобализацию и информационные технологии. Рыночные силы, как учит опыт, вряд ли можно сдержать вообще и уж совсем невозможно, если они однажды добились успеха. Для прочих действующих лиц, таких как финансовые институты, национальные рынки капитала, контрольные органы и центральные банки, последствия глобализации в большинстве случаев еще сложнее и, вероятно, для большинства связаны с повышенными требованиями.