Принципиальные стратегии для европейских банков: 12 вариантов.
9. Дополнительные приобретения: улучшение фокусировки благодаря взаимозаменяемости
Приобретения всегда совершаются для того, чтобы дополнить уже имеющиеся силы, расширить нишу, сгладить противоречия, а также ограничить слабые стороны. Целью всегда является улучшение фокусировки. К этому можно отнести приобретение европейскими и японскими финансовыми учреждениями англосаксонских компаний по управлению портфелями и фондами. В этой связи следует упомянуть и приобретения последних лет в сфере инвестиционного и коммерческого банковского дела: CS Holding — CS First Boston, Schweizerische Bankgesellschaft — Phillips & Drews, Deutsche Bank — Morgan Grenfell, ABN AMRO — Hoare Govett, ING Group — Barings, Schweizerische Bankverein — Warburg, Dresdner Bank — Kleinwort Benson, Westdeutsche Landesbank — Panmure Gordon. Все эти банки развили уже имеющиеся силы, чтобы в рамках группы с мощным капиталом присоединить англосаксонскую специализацию на рынках кредитов и международных акций и дополнить свою фокусировку.
В тесном родстве со стратегией дополнения находится стратегия расширения ноу-хау: банки с ограниченной специализацией или недостаточной фокусировкой, но с налаженным сбытом покупают у третьих лиц преимущественно специализированные услуги, такие как исследования, операции на рынке капитала, фонды, дериваты и страхование. Эта стратегия включает в себя и привлечение специалистов со стороны: покупать не банки, а услуги или профессионалов с узкой специализацией. Таким способом можно создавать и добавленную стоимость для клиентов. Эта стратегия расширения ноу-хау отличается гибкостью выбора и небольшим объемом капиталовложений и расходов на управление.
10. Приобретение клиентской базы: приобретение или слияние вследствие необходимости достижения критической величины ведет к солидному положению «регионального специалиста»
Европейские банки должны сокращать избыточные мощности, более сознательно вкладывать капитал и придавать большее значение росту акционерной стоимости. Слабые банки любой величины в соответствии с «банковским дарвинизмом» теряют позиции. Все более справедливым может стать принцип стремления занять лидирующие позиции в соответствующей первой четверти в отношении рынков, клиентов, сегментов или услуг.
Необходимость новых, заведомо более высоких критических величин прежде всего в розничном банковском бизнесе и международных, инвестиционных и коммерческих сделках осознается также и политически и способствует целесообразным слияниям на внутреннем рынке. Они в любом случае способствуют диверсификации риска, а также объединению двух уже существующих организаций из разных стран, которые сами по себе не в состоянии успешно конкурировать; рационализация и устранение подразделений за рубежом принципиально проще, чем политически заметные позиции на внутреннем рынке. Конечно, и здесь в принципе справедливо, что два слабых партнера не образуют сильного целого.
Я считаю разумные объединения на внутреннем рынке с последующим присоединением иностранных учреждений одним из шансов для различных европейских банков. Пока для клиентуры устанавливается одна приемлемая цена покупки. Однако я не вижу ни одной группы финансовых учреждений с собственной «стратегией пылесоса»: все, что можно получить, приобретается для сооружения барьеров. Сложности интеграции и роста эффективности слишком велики и растянуты во времени, на что инвесторы могут отреагировать весьма негативно.
В пограничных областях Европы я прогнозирую приобретения по обе стороны границы, которые, прежде всего в экономически развитых регионах, могут оказаться разумными при обслуживании мелких и средних предприятий.
К категории стратегии приобретения клиентской базы можно отнести «антирейдерскую» стратегию: покупать, чтобы самому не подпасть под поглощение. В Европе также все еще не исключаются недружественные поглощения. Шустрые глотают медлительных.
По моей оценке, из 465 банков Европы около 40% не переживут 2000 г. в своем нынешнем виде.