Универсальный банк после 2000 г.
Оптовый банковский бизнес охватит все виды деятельности по финансированию и управлению операциями, проводимыми одним банком, и риском для крупных клиентов: управление активами институциональных клиентов и фондами, операции любого рода с инструментами финансирования и связанные с риском, инвестиционный бизнес, кредиты и консультации, а также общее управление риском, включая страхование.
Особенно важным представляется мне сосредоточение инвестиционного бизнеса, крупных финансирований и общего управления риском в одних руках. Инвестиционный банковский бизнес уже сегодня превратился из партнерских отношений в операции часто с официальными котировками ценных бумаг. Оптовый банковский бизнес станет общим понятием и основной сферой деятельности, одновременно охватывая национальные и международные крупные сделки. Это не значит, что организационно управление этим основным полем деятельности будет вести одна компания: понятие «единолично» или «закупки в одном магазине» может подразумевать использование различных филиалов или родственных компаний.
Основа для концентрации на модифицированном оптовом банковском бизнесе — в общности и тесной зависимости в отношении типов клиентов и продуктов, а также требований к управлению банком.
Условия «после 2000 г.» требуют от руководителей и сотрудников соблюдения 12 стандартов:
- рациональное размещение капитала при сильном глобальном давлении концепции приоритета акционерной стоимости банка; цена с учетом риска;
- высокие и высочайшие информационные и коммуникационные стандарты для всех областей деятельности;
- быстрые и гибкие пути решений;
- рыночное чутье, близость рынка и инновационный климат как решающая составная часть предпринимательской культуры: постоянные тесные контакты;
- общие требования к ИТ для управления банковским балансом и активами институциональных инвесторов: высокие технологии;
- ИТ меньше ориентированы на стандартизацию клиентских сегментов и больше — на современное управление риском, эффективность, доходность услуг и клиентов;
- конвергенция управления банковским балансом и современного управления портфелем;
- реализуемость большей части банковского баланса, в первую очередь — увеличение предоставленных кредитов и дериватов; ежедневная рыночная оценка большей части баланса;
- конвергенция инструментов управления риском для институциональных инвестиций, коммерции, банковского баланса и страхования: использование методов математической статистики; банковский бизнес и инвестиции «с греческими буквами»; цена риска как функция колебаний, временного горизонта и уровня конфиденциальности; управление портфелем на основе финансовых теорий; движение наличности как критерий для банка, аналитиков и инвесторов;
- управление банковским балансом, институциональными вкладами и страховыми рисками на основе глобальных и сближающихся критериев, таких как реализуемость, совокупный риск, риск противостоящих сторон, производственный риск, операционный риск, кредитный риск, рыночный риск и риск ликвидности;
- предпринимательская культура знаний, стремлений, возможностей и реализации с учетом конкурентоспособности; оплата управления в четкой зависимости от результатов работы при долгосрочном участии в рисковом капитале: в случае неудачи долевое участие играет роль «доли в убытках»;
- в состав руководства входят представители разных культур, однако обязательна общая предпринимательская культура и глобальная ориентация; гибкость при одновременно высоких стандартах структурирования, дисциплины и контроля; непрерывный трансформационный менеджмент с ориентацией на рынок ведет к качественному сервису и постоянному поддержанию класса и контекста как определяющих отличительных особенностей учреждения.
Розничный банковский бизнес — с иными требованиями, чем у оптового банковского бизнеса, — для сфокусированного универсального банка может стать желательным источником компенсации за колебания в доходе. В то же время розничный банковский бизнес относительно проще отделить от оптового. Будет ли самостоятельный розничный банк или банковская группа, сконцентрированная исключительно на оптовом банковском бизнесе, также называться «универсальным банком» — скорее вопрос перспективы: основные услуги розничного и оптового банков похожи или сопоставимы, разница— в комплексности и глобальности. Розничный и оптовый банки имеют дело с информацией, риском, операциями и «пулингом» ценных бумаг, а также размещением капитала. Розничный банковский бизнес ориентирован скорее на национальный рынок, процессы и клиентов. Оптовый — скорее глобален и ориентирован на продукт. Американцы предпочитают употреблять вместо выражения «универсальный банк» выражение «интегрированный оптовый банк», по сути это одно и то же. Во всяком случае, слово «банк» следует заменить выражением «финансовое учреждение»: универсальное или интегрированное учреждение по оказанию оптовых финансовых услуг.