Совершенствование системы рефинансирования.

Проблемой создания мер по совершенствованию системы рефинансирования российских банков озадачено большое число специалистов в области банковского дела. Этот вопрос включен в перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Госсовета, состоявшегося в ноябре 2006 г., в связи с его важностью для повышения роли банковской системы в реализации национальных проектов и социально-экономическом развитии регионов.

Причем предлагаемые механизмы реформирования (предложения) носят как вполне конструктивный характер, например предложения Ассоциации российских банков, что признается представителями Банка России, так и не всегда приемлемый. Например, к неприемлемым предложениям Банк России относит предложения о включении в «единый пул обеспечения» недвижимости, фонда обязательных резервов, собственных долговых обязательств банков-заемщиков, прав требования по портфелям однородных ссуд, средств вычислительной техники и т.д.

Но проблема рефинансирования сводится не только к вопросам обеспечения по кредитам Центрального банка. Она, конечно, шире и заключается в создании именно системы рефинансирования, которая будет действенна в разные периоды развития экономики и станет доступна широкому кругу участников банковской системы.

Поэтому представляется целесообразным включить в систему рефинансирования три компонента:

  • инструменты регулирования краткосрочной ликвидности (система «корректировки»);
  • инструменты для поддержания банковской ликвидности в условиях дестабилизации банковского сектора (система «антикризис»);
  • инструменты среднесрочного финансирования, имеющие целевое назначение для выполнения социально значимых программ, реализуемые через широкий круг банков, для которых эти инструменты будут доступны (система «ориентиров роста»).

Включение в систему именно этих трех компонентов объясняется тем, что они отвечают целям деятельности Банка России, например содействию развитию банковской системы России и поддержанию ее стабильности. В данную систему не включены инструменты для реализации более долгосрочных программ (свыше 5 лет). В этом случае логичнее использовать другие организационно-правовые механизмы государственных инвестиций. Например, применяемые в мировой практике стабилизационные фонды и институты развития.

Наличие инструментов, каждый из которых будет выполнять свои функции и будет эффективен в разные периоды развития финансовой системы, обеспечит действенность системы рефинансирования и равномерность ее воздействия на конкурентоспособность всех кредитных организаций. Рассмотрим предлагаемые инструменты более подробно.

Система «корректировки».

Для регулирования краткосрочной ликвидности может быть использована модель, в которой Банк России выступал бы в качестве «дилера» по операциям межбанковского кредитования. В рамках этой модели ЦБ РФ привлекает денежные средства одних банков и выдает из этих средств кредиты другим банкам в пределах предварительно установленных лимитов. То есть Банк России привлекает депозит под конкретного заемщика, на которого сам и устанавливает лимит.

Банки, работающие на рынке межбанковского кредитования, устанавливают друг на друга непокрытые лимиты на основании достаточно ограниченного количества форм отчетности. Центральный банк, обладая доступом к любой банковской отчетности, имеет гораздо большие возможности для анализа финансовой отчетности банков в целях установления непокрытых лимитов.

Упрощенно механизм реализации может выглядеть следующим образом: банк отправляет в Банк России заявку на привлечение денежных средств по определенной ставке. Банк России предлагает другим банкам разместить депозит на такой же срок, устанавливая ставку отсечения чуть меньше, чем ставка заемщика. Если желающих будет много, то постепенно ставка депозита будет снижаться, а маржа Банка России, соответственно, расти.

Согласно предлагаемой модели процентная ставка по привлеченным Банком России средствам будет устанавливаться исходя из заявки банка-заемщика. Значит, она будет соответствовать рыночной и ианет более привлекательной, нежели предлагаемые сегодня ставки по депозитам. Данный инструмент является комбинированным инструментом денежно-кредитной политики. Его существенное отличие - предоставление Банком России таких кредитов в пределах свободных денежных ресурсов, которые есть на рынке в конкретный момент времени. Таким образом, наряду с рефинансированием будут обеспечиваться стерилизация избыточной ликвидности и сдерживание инфляции.

Е. Богопольская

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

23 апреля 2018 г.
19:59РСХБ установил ставку 1-го купона облигаций серии 01Т1 в размере 9%
19:47ВЭБ разместил выпуск краткосрочных облигаций ПБО-001Р-К031 на 201 млн рублей
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 23 апреля движется разнонаправленно
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 23 апреля выросла на 0,16% и составила 25396,174 млрд руб.
19:17ВЭБ разместит три выпуска краткосрочных бондов общим объемом 60 млрд рублей
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,8167 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7262 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 61,8651 руб.
19:13РЖД завершили размещение бондов на 15 млрд рублей
19:07Удмуртия в 2018г может выпустить облигации на 7 млрд рублей
19:03Президент РФ подписал закон о санации страховщиков
18:58Индекс МосБиржи вырос по итогам торгов на 0,8%, индекс РТС снизился на 0,1%
18:54Путин подписал закон об уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках
18:48Нетто-импорт нефти в Китай к 2023 г. вдвое превысит аналогичный показатель США - МЭА
18:44АКРА присвоило выпуску облигаций РЖД на 15 млрд рублей рейтинг "AAA(RU)"
Вязаные варежки с логотипом Заказать вязаные варежки с логотипом из акрила или шерсти от 300 штук в Промо-трикотаж.Выплачиваем агентские комиссионные!