О создании в России крупного инвестиционного института.

Если бы качество рыночных институтов, осуществляемая экономическая политика были таковы, что участники рынка могли бы сами эффективным образом перераспределять ресурсы, направлять их из одних секторов в другие, т.е. установить должный баланс между уровнем потребления, накопления, инвестициями, то тогда, видимо, не было бы нужды в создании специальных институтов развития. К сожалению, усилия, которые предпринимало правительство в последние годы по снижению транзакционных издержек, повышению стимулов и мотиваций для инвестирования и снижению ограничений для них, связанных с административными барьерами, с наведением порядка в области технических регламентов, защитой прав собственности, снижению правовых рисков, с обеспечением эффективно работающей системы фондового рынка и т.п., не принесли желаемого результата. В этой связи актуальность формирования специальных институтов развития высока.

Государственный институт развития, во-первых, создает условия для частного бизнеса, чтобы он смог снижать транзакционные издержки, выигрывать конкуренцию на международных рынках и тем самым создавать стимул к повышению чистого экспорта — составной части триады, обеспечивающей экономический рост.

Во-вторых, это инвестиции в инфраструктуру: портовые хозяйства, трубопроводные хозяйства, аэропорты, шоссейные дороги, железные дороги, системы перевалки грузов, системы качественной связи и т.п.

В-третьих, это инвестиции в качественное предоставление государственных услуг. Мы достаточно долго развивались за счет инвестиций, накопленных в советское время, прежде всего в образовании, системе подготовки кадров, системе научного сопровождения бизнеса, создании систем исследования и разработок, систем сохранения и преумножения человеческого капитала через здравоохранение и др.

Настало время массированных инвестиций в эти сектора, вложения в которые зачастую не сопровождаются соответствующей отдачей или, по крайней мере, имеют значительные временные лаги между инвестициями и отдачей. Это область, которая требует специальной работы, в том числе через государственный институт развития.

И в-четвертых. Говоря о нашем сотрудничестве с ВБ или с ЕБРР, с международными институтами развития, мы имеем в виду не только вопрос денег, но и вопрос создания механизма, который сопровождал бы инвестиции эффективными порядками, регламентами, эффективным использованием современных технологий и ноу-хау.

В отношении капитализации государственных институтов развития нельзя сказать, что это идеальное вложение средств, но, по крайней мере, это во многом снимает макроэкономические риски, а главное - бюджетный риск, переносит его в иную форму. Распределение рисков между бюджетом и капитализированным бюджетом института развития — нормальная практика, к которой идет большинство стран. Именно тогда, когда качество государственных институтов уже достаточно для того, чтобы мобилизовать определенные ресурсы через фискальную систему и направлять их на национальные приоритеты, но еще недостаточно высоко для обеспечения тонкой настройки регулятивных функций государства, фондовых рынков, административных институтов, институтов диверсификации и перераспределения средств — институтов, которые формируют национальную склонность к сбережению, обеспечивают преобразование сбережений в инвестиции, возникает необходимость формирования государственных институтов развития.

Полагаю, что государственный институт развития не должен быть объектом регулятивной деятельности Банка России и ориентироваться на нормативы, которые устанавливаются для коммерческих банков. Там совсем иная природа рисков, ограниченная сфера приложения этих средств, поэтому он должен регулироваться другими регуляторами и нормативными актами.

С моей точки зрения, государственный институт развития должен быть полностью капитализирован государством. Уровень капитализации должен быть достаточно большой, во всяком случае, та цифра, которую Президент РФ назвал при обсуждении проблем развития банковского сектора -2,5 млрд долл., — на мой взгляд, минимальна.

Для решения задачи создания банка развития в рамках Национального банковского совета создана специальная рабочая группа, которой поручено в короткие сроки подготовить предложение о принципе развития государственных банков, в том числе государственных банков развития.

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

11 апреля 2021 г.
11:33В России за истекшие сутки зарегистрировано 8,7 тыс. новых случаев COVID-19, 337 умерших
11:21Fitch подтвердило рейтинг SOCAR на уровне BB+
10:30Правительство выделило более 2,8 млрд руб. на поддержание бюджетов Еврейской автономной и Костромской областей
09:45В Минэкономразвития поддерживают введение комплексной лицензии для производителей алкоголя
09:28Число заражений коронавирусом в мире превысило 135 млн
09:02ЦБ РФ установил курс доллара США с 10 апреля в размере 77,1657 руб., курс евро - 91,7809 руб.
10 апреля 2021 г.
17:51В ООН объявили о новой инициативе по очистке океанов от мусора
16:25Проходка тоннелей Троицкой линии метро на участке от "Улицы Новаторов" до "Коммунарки" завершена почти на 80%
15:19 В 1-м квартале ВВП Туркмении вырос на 5,9%
14:22На оснащение медицинских, образовательных и спортивных учреждений правительство выделило свыше 1,6 млрд руб.
13:29Госрегулятор рынка КНР оштрафовал Alibaba на $2,8 млрд за нарушение антимонопольных правил
12:31Новая американская бюджетная авиакомпания Avelo совершит первый полет в конце апреля
11:49В России за сутки зафиксировано более 8,7 тыс. новых случаев COVID-19
11:05Число заражений коронавирусом в мире превысило 134,6 млн
10:53Инвестиции в проекты АО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" по глубокой переработке нефти составит около 100 млрд руб.
Гильзы ГМЛ Гильзы гмл в Воронеже и Липецке, Белгород и Курске можно купить онлайн: низкие цены и выгодные предложения - в нашем каталоге.