Россия и Норвегия.

Являясь крупнейшими в мире экспортерами нефти и газа, Россия и Норвегия имеют сходную специализацию в мировом хозяйстве. В 2005 г. на Российскую Федерацию приходилось 11,5% мировой добычи нефти и 22% природного газа, а на Норвегию 4% и 3% соответственно.

Во внешней торговле России Норвегия занимает еще более скромное место, чем Дания — 1,4% товарооборота нашей страны с зарубежьем. Товарооборот в 2001 -2004 гг. составлял ежегодно около 1 млрд долл., но в 2005 г. перешагнул этот рубеж, достигнув 1,4 млрд. Низкий уровень торговли объясняется тем, что Норвегия не импортирует углеводородное топливо, которое составляет главную статью российского экспорта на Запад. Около 60% российского экспорта в Норвегию приходится на три товарные группы: сырье, цветные металлы и рыба и морепродукты, а импорт состоит опять-таки из рыбы и морепродуктов, продукции машиностроения, первично обработанного сырья.

Объем норвежских инвестиций в экономику нашей страны составляет примерно
1 млрд долл., норвежский капитал участвует в деятельности 120 российских предприятий. Норвежские инвестиции концентрируются в основном в северо-западных регионах России. Основными инвесторами являются такие крупные норвежские компании, как «Теленор», «Статойл», «Норск гидро», «Акер Квернер» и т.д. Например, компания «Теленор» выкупила 25% акций «Вымпелкома» и получила возможность через нее контролировать значительную часть российского рынка мобильной связи. Консультационная фирма «Де Норске Веритас» занимается обслуживанием нефтепроводов, вопросами экологии и безопасности на производстве, в том числе на территории Российской Федерации. «Норск гидро» добывает нефть на Харьягинском месторождении (Тимано-Печорский район) на основе Соглашения о разделе продукции. «Статойл» обладает сетью АЗС в северо-западных районах. Многоотраслевой конгломерат «Оркла» инвестировал капитал в производство пива в Российской Федерации. Совместно с финской компанией «Хартвалл» они создали «АО Балтик Беверэджес Холдинг» по формуле 50 : 50. Россия тоже делает вложения в Норвегии, например, российский капитал участвует в норвежской компании «Акер Квернер», которая строит морские нефтяные платформы, в том числе для проекта «Сахалин-1» и
«Сахалин-2».

Отличительной чертой российско-норвежского сотрудничества является развитие промышленной кооперации между норвежскими судостроительными компаниями («Умоэ Стеркодер», «Нордвижн Парнерс Марин») с судоверфями Санкт-Петербурга (танкеры для «Лукойла»), Калининградской верфью «Янтарь» (рыболовные суда), верфью «Звездочка» в Архангельской области (строительство танкеров). Создано СП «Квернер-Звездочка». На базе северодвинских судоверфей («Севмаш» и «Звездочка») развивается сотрудничество по изготовлению оборудования для нефтегазовых месторождений и приливных станций.

Норвегия сотрудничает в первую очередь с северо-западными регионами России: Республика Коми и Карелия, Мурманская и Архангельская области. Для Мурманской области Норвегия превратилась в самого важного внешнеторгового партнера, а для Карелии Норвегия стала партнером № 3 после Финляндии и Эстонии, опережая Швецию и ФРГ.

Если посмотреть на сотрудничество с Норвегией в отраслевом и тематическом разрезе, то главные направления сотрудничества — это нефтегазовый сектор и экология. Важной отличительной чертой взаимодействия наших стран является сотрудничество в социальной (медицина, охрана материнства и детства, борьба с опасными болезнями) и гуманитарной сфере (обмен стажерами, студентами, преподавателями, переподготовка кадров). Опыт Норвегии важен для экономики России; Норвегия уже более 30 лег производит добычу нефти и газа на морском шельфе Северного моря. Она располагает технологиями и опытом в области сжижения природного газа для последующей его транспортировки на дальние расстояния, а также строительства нефтяных платформ, в том числе устойчивых к воздействию льдов. Для Норвегии также важно сотрудничество с Россией, так как ее запасы нефти и газа, по оценкам экспертов, должны истощиться раньше, чем в России, и поэтому она проявляет интерес к кооперации с российскими нефтяными (фирмами в совместной разработке месторождений углеводородного топлива на шельфе Северных морей (Баренцева, Карского и Охотского морей). Уже сейчас норвежская компания «Норск гидро» участвует в разработке Харьягинского месторождения в Тимано-Печорском районе. Достигнуто соглашение об участии «Статойл Гидро» в разработке крупнейшего в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Здесь предполагается построить три плавучие платформы, устойчивые к воздействию льдов.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай

замена лобовых стекол Автостекло. Замена, продажа, установка, полировка, ремонт сколов и трещин автомобильных стекол.