Северный совет — система северного сотрудничества.
Одним из важных практических результатов взаимодействия северных стран явилось образование в 1974 г. «Северного инвестиционного банка» (Nordic Investment Bank) со штаб-квартирой в Хельсинки, а в 1990 г. — фонда финансирования экологического сотрудничества НЕФКО. Оба финансово-кредитных института принимают участие в «Северном измерении», а также содействуют сотрудничеству по линии СБЕР и СГБМ. Седьмого апреля 1997 г. в Москве было подписано соглашение о сотрудничестве России с СИБом. Этот банк предоставляет кредиты и банковские гарантии на обычных коммерческих условиях в соответствии с принятой банковской практикой и оказывает содействие осуществлению инвестиционных проектов и развитию экспорта. Был создан еще ряд финансовых организаций для содействия региональному сотрудничеству: Северный фонд развития (Nordic Development Fund), Северный проектный фонд (Nordic Project Fund).
НЕФКО участвует в финансировании экологических проектов на паритетных началах, предоставляя, как правило, не более 25—30% общей суммы затрат, максимальный вклад в отдельный проект не должен превышать 3 млн евро. Начиная с 1999 г. в его деятельности стали преобладать проекты в странах Балтии и Центральной Европы, осуществляемые в порядке их подготовки к вступлению в ЕС.
В настоящее время северное сотрудничество включает весь комплекс политических, социально-экономических, научно-технических и культурных отношений и развивается как на формальной, так и неформальной основе, а участвующие в нем страны по степени внутрирегиональной интеграции, переплетения торговых и инвестиционных потоков, развития межчеловеческих контактов, степени единства экономического, правового, социального и культурного пространства опережают страны — участницы ЕС. Важно отметить, что подобное сближение, которое с полным правом можно охарактеризовать как интеграцию, осуществляется в таких формах, что происходит не столько унификация (то есть полное устранение отличий), сколько гармонизация (то есть взаимное приспосабливание к взаимодействию) при сохранении национальных особенностей, которые не исчезают и даже видоизменяются на основе концепции мультикультурного развития. Северный совет организует различные мероприятия, некоторые из которых не ограничиваются рамками североевропейского региона. Например, в апреле 1996 г. в Москве был проведен семинар «Северный опыт политического и регионального сотрудничества», который был организован Северным советом министров, а в августе 1997 г. — международная конференция в Хельсинки «Безопасность в североевропейских странах и прилегающих регионах». В Гётеборге в феврале 1998 г. состоялась конференция Северного совета «Север Европы — регион устойчивого развития накануне XXI века». Представители межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ регулярно приглашаются на заседания сессий Северного совета в качестве наблюдателей. Организуются встречи между представителями парламентов стран Балтии и стран Северного совета.
Хотя реально таможенное разоружение североевропейских стран произошло благодаря их участию в ЕАСТ и ЕЭС, а либерализация движения капитала — благодаря ВТО и ЕЭП (1994) , но в разворачивающихся процессах переплетения торговых и финансовых потоков всегда имеется довольно сильная нордическая компонента. Например, значение североевропейской торговли для большинства стран — участниц Северного совета варьирует по экспорту от 10% (у Исландии), до 23% (у Дании), а по импорту от 16% (у Финляндии) до 25% (у Норвегии). Все крупные компании располагают филиалами и отделениями по всему региону.